Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/ru/history/systems/rockets/r9.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:20:56 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п
РКК "Энергия" - История
English

Боевые ракетные комплексы



Ракета Р-9

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

  • наибольшая
  • наименьшая

Начальная масса ракеты, т

Масса головной части, кг

 

12000 - 13000
3000 - 3500

81

1700

 

Ракета Р-9A



Ракета Р-9 установлена на пусковое устройство Основываясь на достигнутом к началу 1958 года прогрессе в создании более экономичных двигателей и головных частей с ядерным зарядом значительно меньшей массы, Совет главных конструктов направил в Правительство СССР предложение о разработке новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 на ракетном топливе кислород-керосин с начальной массой около 100 т.
После дополнительных проработок ОКБ-1 предложило разработать два варианта ракеты, отличающихся используемыми компонентами топлива и двигательными установками: Р-9А (на низкокипящих компонентах топлива керосин - жидкий кислород) и Р-9В (на высококипящих компонентах топлива керосин - азотная кислота). Такое предложение обусловливалось тем, что на тот момент было не вполне ясно какая из пар компонентов обеспечит лучшие условия эксплуатации в войсках и меньшее время подготовки к пуску. Это определялось сложностью систем для поддержания компонентов топлива в готовности к заправке, токсичностью компонентов, временем, необходимым для заправки ракеты, и временем раскрутки гироскопов перед пуском. Учитывая, что время готовности к пуску у обоих вариантов системы примерно одинаковое, а эксплутационные качества, включая безопасность работы с ракетой, предпочтительнее у компонентов керосин-кислород, ОКБ-1 настояло на принятии к дальнейшей разработке ракеты Р-9А.

Транспортировка ракеты Р-9  на транспортно-установочном  агрегате на старт Установка ракеты Р-9  на пусковое устройство

От ракеты, как боевого оружия, требуется максимально возможное время пребывания в готовности ? 1 и минимальное время подготовки к пуску. Решение этих задач облегчается при хранении ракеты длительное время в заправленном состоянии, однако для кислородной ракеты это было практически исключено. Следовало добиться того, чтобы время заправки ракеты Р-9 не превышало общее время подготовки ракеты. Таким образом исключалась необходимость длительного хранения ракеты в заправленном состоянии. В Постановлении правительства на разработку ракеты Р-9 от 13 мая 1959 года специально отмечалось, что в качестве окислителя должен применяться переохлажденный кислород. Это позволяло обеспечить хранение кислорода в наземной емкости и заправку его в ракету практически без потерь за время, не превышающее времени подготовки приборов системы управления к пуску (главным "ограничителем" выступало время подготовки гироскопов).
При эскизном проектировании были рассмотрены пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции.
Это было достигнуто принятием целого ряда конструктивно-компоновочных решений, например, применением открытых ферменных отсеков для сочленения ступеней ракеты, сбрасываемого хвостового отсека II ступени, использование паров наддува бака горючего II ступени для отделения ГЧ и т.д.
Габариты ракеты выбирались из возможности транспортировки ее в собранном виде в одном железнодорожном вагоне и использования сварочно-штамповочного оборудования ракеты Р-7 для производства блоков ракеты Р-9.
Проектирование и разработка системы управления ракеты Р-9 проводилась под руководством главного конструктора Н.А. Пилюгина.
Главным конструктором по наземному комплексу был назначен В.П. Бармин (ГСКБ "Спецмаш").
Двигатель I ступени был разработан в ОКБ В.П. Глушко, а двигатель II ступени - в ОКБ С.А. Косберга.
Двигательная установка разрабатывалась с учетом проведения скоростной заправки баков ракеты топливом (кислород - керосин), пребывания ракеты в заправленном состоянии в течение 24 ч, дистанционного управления операциями на старте, максимальной автоматизации подготовки к старту, запуска двигателя I ступени как автоматически, по сигналу окончания заправки баков компонентами, так и вручную, в нужное время без вскрытия люков и без доступа обслуживающего персонала к агрегатам и приборам ракеты.
Старт ракеты Р-9А   с комплекса "Долина" Качание камер двигателя I ступени осуществлялось впервые разработанным центральным гидравлическим приводом, использующим в качестве рабочей жидкости керосин, отводимый после турбонасосного агрегата основного двигателя. На II ступени управление ракетой осуществлялось поворотными соплами с использованием отработанного турбинного газа.
Принципиальной особенностью ракеты было включение в ее состав переходной рамы пускового стола. Благодаря этому резко уменьшился объем работ на старте, т.к. стыковка всех связей "Земля-борт" теперь производилась на технической позиции, после пристыковки к ракете переходной рамы, а на старте оставалось пристыковать существенно меньшее количество коммуникаций "Земля-переходная рама".
Другой особенностью комплекса ракеты Р-9 явилось системное решение проблем, связанных с длительным хране