Боевые ракетные комплексы
Ракета Р-7
Основные характеристики |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, т
Масса головной части, т
Масса заправляемых компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, керосин, перекись водорода, газ ), т
Скорость в момент выключения ДУ, м/с:
- первой ступени
- второй ступени
Тяга ДУ на земле (первой и второй ступеней) , тс
|
8000
280
5,3 - 5,5
253
2170
6385
403,4
|
![Ракета Р-7](/energia/launchers/im/r7-01.jpg)
Постановлением правительства от 13 февраля 1953 года предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической
ракеты массой 170 т с отделяющейся головной частью массой 3000 кг и дальностью 8000 км. В октябре 1953 года изменяется
проектное задание: масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг)
при сохранении дальности полета, то есть проект требовал серьезной переработки.
В январе 1954 года состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева,
В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался
вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение
об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов
блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать
стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что
позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу.
Для обеспечения заданной точности стрельбы разброс импульса последействия тяги двигателей должен быть в строго фиксированном
диапазоне, однако на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 (В.П. Глушко) не сумело решить этот вопрос. Тогда было решено
в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые камеры, которые обеспечивали бы конечную ступень тяги после
выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия. Вследствие отказа В.П. Глушко от разработки
рулевых двигателей С.П. Королев поручил эту работу М.В. Мельникову. Рулевые двигатели с узлами качания, совмещенными
с магистралями подвода компонентов топлива, отбираемых за турбонасосным агрегатом основного двигателя, имели тягу
2,5 тс. На каждом боковом блоке устанавливались по два рулевых двигателя, а на центральном блоке - четыре.
Создание рулевого двигателя потребовало решения многих научно-технических проблем и новых конструкций, нашедших
применение и дальнейшее развитие в последующих разработках.
В феврале 1954 года были согласованы основные этапы отработки ракеты и 20 мая 1954 года принято Постановление по разработке
двухступенчатой баллистической ракеты Р-7. В приказе министра оборонной промышленности от 6 июля 1954 года особо подчеркивалось,
что создание ракеты Р-7 является задачей государственной важности и все работы должны завершиться в указанный срок.
Конструкция ракеты Р-7 принципиально отличалась от всех ранее разработанных ракет своей компоновочной и силовой
схемами, габаритами и массой, мощностью двигательных установок, количеством и назначением систем и т.п. Она состояла из
четырех боковых блоков, которые крепились к центральному блоку. По внутренней компоновке как боковые, так и центральный
блок были аналогичны одноступенчатым ракетам с передним расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков
являлись несущими. Двигатели всех пяти блоков начинали работать с земли. На каждом блоке устанавливался унифицированный
четырехкамерный ЖРД с тягой 80 - 90 тс. Система управления включала автомат стабилизации, обеспечивающий нормальную
и боковую стабилизацию, систему регулирования кажущейся скорости и радиосистему управления дальностью и направлением.
На центральном блоке установили систему регулирования одновременного опорожнения баков, ибо отсутствие такой системы приводило
к большой потере дальности.
В выводах по проекту ракеты Р-7 было отмечено, что на стадии технического проекта потребуются серьезные экспериментальные
работы по головной части, исследования и отработка систем регулирования двигателей, отработка камер сгорания с высокими
энергетическими характеристиками, отработка аппаратуры системы управления, отработка органов управления (рулевые камеры)
и систем разделения.
Эскизный проект ракеты Р-7 рассматривала экспертная комиссия во главе с академиком М.В. Келдышем, в которую входили видные
ученые и представители заказчика. Комиссия признала, что представленные материалы могут быть положены в основу дальнейших
работ. 20 ноября 1954 года эскизный проект ракеты Р-7 был одобрен Советом Министров СССР.
Работы по ракете Р-7 до ее полного завершения делились на три этапа:
- первый состоял в доработке проекта по замечаниям экспертной комиссии, изготовлении двух партий ракет для стендовых
и одной партии для летных испытаний;
- второй включал испытания серии ракет по полной программе, внесение по их результатам изменений и последующую доработку
ракет;
- третий - изготовление партии ракет с уточненными характеристиками для проведения летных испытаний.
На первом этапе большие трудности вызвала отработка рулевого двигателя.
Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 года, а 25 июля 1956 года были подписаны материалы
уточненного эскизного проекта. разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 году.
В 1956 году было изготовлено по два комплекта блоков А (центрального) и Б (одного из боковых) для стендовых испытаний и три макетных
образца для наземной отработки. Одновременно изготовили первый летный образец , который в конце 1956 года был отправлен
на полигон.
Во второй половине 1956 года принято решение о подключении к серийному изготовлению ракеты Р-7 Куйбышевского завода
"Прогресс". Первые ракеты на заводе "Прогресс" собирались из деталей и узлов, изготовленных на заводе 88. В дальнейшем
при заводе "Прогресс" был организован третий филиал ОКБ-1 во главе с заместителем главного конструктора Д.И. Козловым.
Этому филиалу, в 1974 году преобразованному в самостоятельную организацию - Центральное специализированное конструкторское
бюро, наше предприятие передало техническую документацию на ракету Р-7 и ее модификации для серийного изготовления
на заводе "Прогресс".
Новизна конструкции ракеты, новые принципы построения пусковой установки требовали значительного объема экспериментальной
отработки отдельных систем ракеты и всей ракеты в целом. В этих целях была разработана и проведена комплексная программа
испытаний, которая включала:
- испытания системы радиоуправления полетом ракеты Р-7 на ракете Р-5Р. С 31 мая по 15 июня 1956 года проведены
три успешных пуска ракеты Р-5Р;
- испытания в реальных условиях полета систем регулирования ракеты Р-7: системы одновременного опорожнения баков центрального
блока, системы регулирования кажущейся скорости, системы нормальной и боковой стабилизации, телеметрической системы.
В период с 16 февраля по 18 августа 1956 года проведено 10 пусков ракеты М5РД;
- отработку безударного выхода ракеты из стартовой системы на Ленинградском Металлическом заводе. Испытания проводились
с макетно-технологическим образцом ракеты Р-7 СН, который позволял заправлять баки водой с антикоррозийной присадкой;