Марсианская экспедиция
Хронология развития концепции проекта
Год разработки проекта |
Основные технические решения проекта |
1960 |
- использование для межпланетного перелета электрореактивных двигателей с ядерным реактором мощностью 7 МВт;
- экипаж - 6 человек;
- доставка на поверхность Марса группы аппаратов, которые формируют самодвижущийся поезд
|
1969 |
- увеличение мощности реактора до 15 МВт;
- уменьшение численности экипажа до 4 человек;
- переход к стационарному посадочному кораблю типа "фара" с лобовым экраном
|
1987 |
- переход к двум независимым ядерным реакторам для повышения надежности перелета;
- изменение формы посадочного корабля ("несущий корпус" вместо "фары" с экраном)
|
1988 |
- замена ядерной энергоустановки на солнечную с пленочными фотопреобразователями энергии
|
1999 |
- модульная конструкция солнечных батарей;
- изменение формы посадочного корабля;
- замена одного посадочного аппарата двумя (пилотируемым и грузовым)
|
Проект 1960 года
![Проект корабля](/energia/mars/im/chron-1960_01.gif)
Использование электрореактивных двигателей для межпланетного перелета с ядерным реактором 7 МВт
(экипаж - 6 человек)
|
Доставка на поверхность Марса группы аппаратов, которые формируют самодвижущийся поезд
|
В 1960 году был разработан первый проект корабля для посадки человека на поверхность Марса. В этом проекте было принято
решение об использовании для межпланетного перелета электрореактивной
двигательной установки с ядерным источником электроэнергии.
Реактор оснащался теневой биологической защитой и имел мощность 7 МВт.
Корабль собирался на околоземной орбите из модулей, выводимых ракетой-носителем Н1, и затем стартовал в сторону Марса
с экипажем из шести человек, трое из которых вместе с оборудованием совершали посадку на поверхность Марса, для чего
предусматривалось пять аппаратов сегментально-конической формы. После посадки
исследовательский комплекс формировался в "поезд" на крупногабаритных колесных шасси, который состоял из пяти
платформ: платформы с кабиной экипажа с манипулятором и буровой установкой, платформы с конвертопланом для разведочных
полетов над Марсом, двух платформ с ракетами (одна запасная) для возвращения экипажа с поверхности Марса на корабль,
находящийся на околомарсианской орбите, и платформы с силовой ядерной энергоустановкой. Поезд в течение одного года должен
был пройти по поверхности Марса от южного полюса до северного, провести исследования его поверхности и атмосферы и передать
информацию на корабль, обращающийся по околомарсианской орбите, откуда она ретранслировалась на Землю. После окончания
работ на поверхности Марса экипаж с образцами грунта и другими результатами исследований возвращался на корабль, находящийся
на околомарсианской орбите, и затем стартовал к Земле.
Проект 1969 года
![Проект корабля](/energia/mars/im/chron-1969_01.gif)
Увеличение мощности реактора до 15 МВт. Уменьшение количества членов экипажа до 4 человек. |
Переход к стационарному посадочному кораблю типа "фара" с лобовым экраном
|
В 1969 году был рассмотрен еще один проект экспедиции на Марс. Марсианский корабль должен был собираться на околоземной
орбите с использованием модификации ракеты-носителя Н1 (H1M). В составе марсианского экспедиционного комплекса предусматривались:
межпланетный орбитальный корабль, в котором размещались экипаж и основные бортовые системы; марсианский посадочный
корабль для посадки на поверхность Марса; возвращаемый аппарат для полета к Земле (на нем экипаж спускался на Землю);
электрореактивная двигательная установка с ядерным источником электроэнергии.
Конструкция марсианского корабля представляла собой удлиненную иглу с вынесенным для радиационной безопасности реактором
и коническим тепловым радиатором. В отличие от проекта 1960 года на поверхность Марса садился один аппарат сегментально-конической
формы с разворачивающимся лобовым щитом. На корабле также использовались электрореактивные двигатели, мощность ядерного
реактора была увеличена до 15 МВт. Численность экипажа была уменьшена до 4-х человек.
Проект 1987 года
![Проект корабля](/energia/mars/im/chron-1987_01.gif)
Изменение формы посадочного корабля ("несущий корпус" вместо "фары" с экраном)
|
Переход к двум независимым ядерным реакторам для повышения надежности перелета
|
Следующий проект экспедиции на Марс, предложенный в 1987
году, после успешного запуска сверхтяжелой ракеты-носителя
"Энергия", во многом использовал технические решения проекта 1969 года.
Особенность этого проекта - использование ракеты-носителя "Энергия" в качестве средства доставки элементов
корабля на орбиту. Кроме того, для межпланетного перелета использовались две независимые двигательные установки, каждая
из которых представляла собой пакет электрореактивных двигателей с ядерным источником электроэнергии
мощностью по 7,5 МВт, снабженным тепловым радиатором. Это позволило
резко увеличить надежность и безопасность межпланетного перелета без увеличения начальной массы и стоимости.
Проект 1988 года
Существенное изменение проекта произошло в 1988 году, когда в экспедиционном
комплексе в качестве энергетической установки было предложено вместо ядерного реактора применить экологически чистую систему
с использованием пленочных солнечных батарей на линейных разворачиваемых фермах, отработанных на станциях "Салют-7"
и "Мир". Основной мотив этого решения - стремление сделать корабль экологически чистым. Большое влияние на
это решение оказал и прогресс в создании пленочных фотопреобразователей
энергии, что позволяло значительно упростить создание солнечной электростанции большой мощности.
Основные параметры проекта:
- общее время полета - 2 года,
- масса корабля - 350 т,
- экипаж - четыре человека,
- экипаж на поверхности Марса - два человека,
- время работы на поверхности Марса - 7 суток.
Экспедицию на Марс планировалось провести с последовательным наращиванием средств, начиная от автоматов и кончая пилотируемой
экспедицией.
Предполагалось три этапа:
- первый - отработка принципов совместного функционирования элементов марсианского экспедиционного комплекса (МЭК)
с использованием его моделей, доставляемых грузовыми кораблями "Прогресс" на орбитальную станцию и собираемых
там космонавтами и совершающих дальнейший самостоятельный полет в автоматическом режиме. Эти модели оснащаются научной
аппаратурой для уточнения условий функционирования МЭК;
- второй - генеральная репетиция пилотируемой экспедиции, в ходе которой солнечный буксир доставит на поверхность
Марса два посадочных аппарата вместо одного, причем один из них используется для отработки схемы посадки и возвращения
экипажа, а второй (с несколькими марсоходами массой около 20 т) - для проведения детального исследования поверхности
Марса;
- третий - пилотируемая экспедиция на Марс.
Проект 1999 года
Проект
марсианской экспедиции 1999 г. является дальнейшим развитием проекта 1988 г. В нем использованы результаты проектно-поисковых
и экспериментальных работ, выполненных в РКК "Энергия" с 1988 года. По сравнению с предыдущим проектом изменениям
подверглись конструкция солнечных батарей - они стали модульными, форма посадочного корабля - осуществлен переход от аппарата
с несущим корпусом к "диску", а также количество этих кораблей - один посадочный аппарат был заменен двумя:
пилотируемым и грузовым. Кроме того, снова вернулись к численности экипажа экспедиции 6 человек.
|
|
Модульная конструкция солнечных батарей |
Изменение формы посадочного корабля. Замена одного посадочного аппарата двумя (пилотируемым и грузовым). |