Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/ru/history/mars/chronology.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:35:03 2016
Кодировка: Windows-1251
РКК "Энергия" - История
English

Марсианская экспедиция

Хронология развития концепции проекта


Год разработки
проекта
Основные
технические решения
проекта

1960

  • использование для межпланетного перелета электрореактивных двигателей с ядерным реактором мощностью 7 МВт;
  • экипаж - 6 человек;
  • доставка на поверхность Марса группы аппаратов, которые формируют самодвижущийся поезд

1969

  • увеличение мощности реактора до 15 МВт;
  • уменьшение численности экипажа до 4 человек;
  • переход к стационарному посадочному кораблю типа "фара" с лобовым экраном

1987

  • переход к двум независимым ядерным реакторам для повышения надежности перелета;
  • изменение формы посадочного корабля ("несущий корпус" вместо "фары" с экраном)

1988

  • замена ядерной энергоустановки на солнечную с пленочными фотопреобразователями энергии

1999

  • модульная конструкция солнечных батарей;
  • изменение формы посадочного корабля;
  • замена одного посадочного аппарата двумя (пилотируемым и грузовым)

Проект 1960 года

Проект корабля

Использование электрореактивных двигателей для межпланетного перелета с ядерным реактором 7 МВт (экипаж - 6 человек)
Межпланетный корабль
Доставка на поверхность Марса группы аппаратов, которые формируют самодвижущийся поезд
Самодвижущийся поезд

В 1960 году был разработан первый проект корабля для посадки человека на поверхность Марса. В этом проекте было принято решение об использовании для межпланетного перелета электрореактивной двигательной установки с ядерным источником электроэнергии. Реактор оснащался теневой биологической защитой и имел мощность 7 МВт.
Корабль собирался на околоземной орбите из модулей, выводимых ракетой-носителем Н1, и затем стартовал в сторону Марса с экипажем из шести человек, трое из которых вместе с оборудованием совершали посадку на поверхность Марса, для чего предусматривалось пять аппаратов сегментально-конической формы. После посадки исследовательский комплекс формировался в "поезд" на крупногабаритных колесных шасси, который состоял из пяти платформ: платформы с кабиной экипажа с манипулятором и буровой установкой, платформы с конвертопланом для разведочных полетов над Марсом, двух платформ с ракетами (одна запасная) для возвращения экипажа с поверхности Марса на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и платформы с силовой ядерной энергоустановкой. Поезд в течение одного года должен был пройти по поверхности Марса от южного полюса до северного, провести исследования его поверхности и атмосферы и передать информацию на корабль, обращающийся по околомарсианской орбите, откуда она ретранслировалась на Землю. После окончания работ на поверхности Марса экипаж с образцами грунта и другими результатами исследований возвращался на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и затем стартовал к Земле.


Проект 1969 года

Проект корабля

Межпланетный корабль Увеличение мощности реактора до 15 МВт. Уменьшение количества членов экипажа до 4 человек. Посадочный корабль типа фара Переход к стационарному посадочному кораблю типа "фара" с лобовым экраном

В 1969 году был рассмотрен еще один проект экспедиции на Марс. Марсианский корабль должен был собираться на околоземной орбите с использованием модификации ракеты-носителя Н1 (H1M). В составе марсианского экспедиционного комплекса предусматривались: межпланетный орбитальный корабль, в котором размещались экипаж и основные бортовые системы; марсианский посадочный корабль для посадки на поверхность Марса; возвращаемый аппарат для полета к Земле (на нем экипаж спускался на Землю); электрореактивная двигательная установка с ядерным источником электроэнергии. Конструкция марсианского корабля представляла собой удлиненную иглу с вынесенным для радиационной безопасности реактором и коническим тепловым радиатором. В отличие от проекта 1960 года на поверхность Марса садился один аппарат сегментально-конической формы с разворачивающимся лобовым щитом. На корабле также использовались электрореактивные двигатели, мощность ядерного реактора была увеличена до 15 МВт. Численность экипажа была уменьшена до 4-х человек.

Проект 1987 года

Проект корабля

Межпланетный корабль Изменение формы посадочного корабля ("несущий корпус" вместо "фары" с экраном) Межпланетный корабль Переход к двум независимым ядерным реакторам для повышения надежности перелета

Следующий проект экспедиции на Марс, предложенный в 1987 году, после успешного запуска сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия", во многом использовал технические решения проекта 1969 года.
Особенность этого проекта - использование ракеты-носителя "Энергия" в качестве средства доставки элементов корабля на орбиту. Кроме того, для межпланетного перелета использовались две независимые двигательные установки, каждая из которых представляла собой пакет электрореактивных двигателей с ядерным источником электроэнергии мощностью по 7,5 МВт, снабженным тепловым радиатором. Это позволило резко увеличить надежность и безопасность межпланетного перелета без увеличения начальной массы и стоимости.

Проект 1988 года

Проект корабля Существенное изменение проекта произошло в 1988 году, когда в экспедиционном комплексе в качестве энергетической установки было предложено вместо ядерного реактора применить экологически чистую систему с использованием пленочных солнечных батарей на линейных разворачиваемых фермах, отработанных на станциях "Салют-7" и "Мир". Основной мотив этого решения - стремление сделать корабль экологически чистым. Большое влияние на это решение оказал и прогресс в создании пленочных фотопреобразователей энергии, что позволяло значительно упростить создание солнечной электростанции большой мощности.
Основные параметры проекта:

  • общее время полета - 2 года,
  • масса корабля - 350 т,
  • экипаж - четыре человека,
  • экипаж на поверхности Марса - два человека,
  • время работы на поверхности Марса - 7 суток.

Экспедицию на Марс планировалось провести с последовательным наращиванием средств, начиная от автоматов и кончая пилотируемой экспедицией.
Предполагалось три этапа:

  • первый - отработка принципов совместного функционирования элементов марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) с использованием его моделей, доставляемых грузовыми кораблями "Прогресс" на орбитальную станцию и собираемых там космонавтами и совершающих дальнейший самостоятельный полет в автоматическом режиме. Эти модели оснащаются научной аппаратурой для уточнения условий функционирования МЭК;
  • второй - генеральная репетиция пилотируемой экспедиции, в ходе которой солнечный буксир доставит на поверхность Марса два посадочных аппарата вместо одного, причем один из них используется для отработки схемы посадки и возвращения экипажа, а второй (с несколькими марсоходами массой около 20 т) - для проведения детального исследования поверхности Марса;
  • третий - пилотируемая экспедиция на Марс.

Проект 1999 года

Проект корабляПроект марсианской экспедиции 1999 г. является дальнейшим развитием проекта 1988 г. В нем использованы результаты проектно-поисковых и экспериментальных работ, выполненных в РКК "Энергия" с 1988 года. По сравнению с предыдущим проектом изменениям подверглись конструкция солнечных батарей - они стали модульными, форма посадочного корабля - осуществлен переход от аппарата с несущим корпусом к "диску", а также количество этих кораблей - один посадочный аппарат был заменен двумя: пилотируемым и грузовым. Кроме того, снова вернулись к численности экипажа экспедиции 6 человек.

Межпланетный корабль Межпланетный корабль
Модульная конструкция солнечных батарей Изменение формы посадочного корабля. Замена одного посадочного аппарата двумя (пилотируемым и грузовым).

Архив новостей

Апрель  2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30