СХЕМА ПОЛЕТА
МЕЖПЛАНЕТНОГО ЭКСПЕДИЦИОННОГО
КОМПЛЕКСА К МАРСУ
800х525
(74 045 bytes) |
|
Классическая
схема полета корабля для посадки человека на другую
планету выглядит следующим образом. На околоземную орбиту
доставляются элементы корабля, которые собираются на
орбите в единый комплекс. Затем этот комплекс с помощью
двигательных установок выходит на межпланетную траекторию
и в течение нескольких месяцев происходит полет к Марсу.
Около Марса комплекс тормозится и выходит на околомарсианскую
орбиту. От основной части комплекса отделяется специальный
посадочный корабль, в котором экипаж экспедиции или
его часть спускается на поверхность Марса.
После выполнения работы экипаж на взлетном модуле, который
находился в составе посадочного корабля, возвращается
на комплекс и экспедиция берет курс к Земле. |
|
|
ОБЩИЙ ВИД
МЕЖПЛАНЕТНОГО
ЭКСПЕДИЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
640х416
(27 597 bytes) |
|
В соответствии с изложенной
концепцией межпланетный экспедиционный комплекс состоит
из следующих основных частей: |
|
- межпланетного орбитального корабля, в котором
живет и работает экипаж в течение всей экспедиции,
и в котором размещена вся основная аппаратура;
|
|
- электрореактивной двигательной установки с солнечными
батареями в качестве источника энергии, обеспечивающей
перелет от Земли к Марсу и обратно;
|
|
- посадочного корабля со взлетным модулем, на котором
часть экипажа садится на планету и возвращается
на основную часть комплекса.
|
Возможны различные варианты построения комплекса.
Главная проблема - обеспечить высокую вероятность благополучного
возвращения экипажа на Землю. Поэтому схема полета и принимаемые
технические решения должны быть просты и надежны.
Главное решение, от которого зависит и облик комплекса,
и все последующие решения - это выбор двигательной установки
для межпланетного перелета.
Могут быть разные пути: например, использование жидкостно-реактивных
двигателей, наиболее широко используемых и отработанных
в космической технике. Но комплекс с этими двигателями из-за
их низкой эффективности будет иметь огромную массу, как
следствие этого, будет весьма дорогим, а, главное, несмотря
на высокую отработанность жидкостно-реактивных двигателей,
не будет обеспечена необходимая надежность и безопасность
экспедиции.
Более выгодным решением с точки зрения начальной массы корабля
было бы использование ядерного двигателя, где энергия ядерных
реакций разогревает газ, создавая необходимую тягу. Оказывается,
и этот двигатель не обеспечивает необходимых требований
по безопасности экипажа и стоимости. Значительными будут
затраты на наземные средства отработки двигательной установки.
Наиболее эффективными двигателями для использования на марсианском
корабле из существующих являются электрореактивные. Эти
двигатели имеют высокую надежность, низкую стоимость. Комплекс
с использованием этих двигателей имеет минимальную массу.
Его проще, чем какой-либо другой собрать на околоземной
орбите.
Предлагаемая концепция марсианской экспедиции обладает следующими
главными преимуществами:
- высокая вероятность благополучного возвращения экипажа.
Трудно представить себе концепцию экспедиции, при которой
эта вероятность была бы выше;
- минимальная, по предварительным оценкам, стоимость
экспедиции, как в части самого межпланетного комплекса,
так и в части наземных средств его отработки;
- использование электрореактивных двигателей и солнечных
батарей позволяет сделать корабль многоразовым, что позволяет
расширить программу летной отработки и существенно снизить
стоимость программы освоения Марса;
- программа летной отработки средств взлетно-посадочного
корабля при полете к Марсу без экипажа не только повысит
безопасность, но и позволит провести исчерпывающую программу
изучения поверхности Марса;
- стремление к экологической чистоте межпланетного комплекса
увеличит вероятность поддержки проекта мировой общественностью.
Основные характеристики
межпланетного комплекса
по концепции РКК "Энергия" |
Начальная
масса комплекса |
около 600 т |
Общее время экспедиции |
около 2 лет |
Количество членов экипажа |
6 человек |
Тяга межпланетного двигателя |
300 Н |
Мощность солнечной электростанции |
15 МВт |
|
|