Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/energia/launchers/vehicle_n1-l3_l.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:20:20 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 2
РКК "ЭНЕРГИЯ" - СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ








 
на главную
средства выведения
ракеты-носители
Комплекс Н1-Л3

English
   

Ракетно-космический комплекс Н1-Л3
в пути на стартовый комплекс

Ракетно-космический комплекс Н1-Л3
около пускового устройства
стартовой позиции

Установка
ракетно-космического комплекса Н1-Л3
на пусковое устройство

Подготовка
ракетно-космического комплекса Н1-Л3
на стартовом устройстве к пуску

Две ракеты Н1
на стартовом комплексе

Полет
ракетно-космического комплекса Н1-Л3

Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 21 февраля 1969 года закончился аварийно. В результате возникших высокочастотных колебаний в газогенераторе двигателя ?2 оторвался штуцер отбора давления за турбиной и образовалась течь компонентов, приведшая к пожару в хвостовом отсеке и нарушению в работе системы контроля работы двигателя, которая на 68,7 с выдала ложную команду на выключение двигателей.
Несмотря на аварию, этот пуск подтвердил правильность выбранной динамической схемы, динамики старта, процессов управления РН с помощью рассогласования тяги двигателей, позволил получить опытные данные по нагрузкам на РН и ее прочности, воздействию акустических нагрузок на ракету и стартовую систему и некоторые другие данные, в том числе эксплутационные характеристики в реальных условиях.

Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведен 3 июля 1969 года и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя ? 8 блока А. Однозначно причина аварии не была установлена. По заключению аварийной комиссии под председательством В.П. Мишина наиболее вероятной причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя при выходе на главную ступень.
Два года ушло на анализ результатов испытаний, дополнительные расчеты, исследования и экспериментальные работы. В результате были проведены мероприятия, позволившие исключить все предполагаемые причины аварий, повысить надежность двигателей, других систем и агрегатов, а также обезопасить стартовое сооружение. Основными мероприятиями были повышение надежности насоса окислителя; установка перед насосами двигателя фильтров, исключающих попадание в него посторонних предметов; заполнение перед стартом и продувка азотом хвостового отсека блока А в полете и введение фреоновой системы пожаротушения; введение теплозащиты элементов конструкции, приборов и кабелей систем, расположенных в хвостовом отсеке блока А; введение блокировки команды аварийного выключения двигателей (АВД) до 50 с полета и аварийный увод РН от старта по сбросу питания и т.п.

Третий запуск ракетно-космической системы Н1-Л3 был проведен 27 июня 1971 года. Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали до их выключения системой управления на 50,1 с, однако, с начала полета наблюдалось ненормальное протекание процесса стабилизации по крену, а рассогласование по углу вращения непрерывно увеличивалось и к 14,5 с достигало 145њ. Поскольку команда аварийного выключения двигателей была заблокирована до 50 с, то полет до 50,1 с был практически неуправляемым. Наиболее вероятная причина аварии - действие неучтенных ранее возмущающих моментов, превышающих располагаемые управляющие моменты по крену. Для обеспечения управления ракетой по крену менее чем за год были созданы рулевые двигатели, работающие на окислительном генераторном газе и горючем, отбираемых от основных двигателей.

23 ноября 1972 года был произведен четвертый пуск комплекса Н1-Л3. Ракета, стартовавшая в этом пуске, претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полетом осуществлял бортовой вычислительный комплекс по командам гиростабилизированной платформы (главный конструктор Н.А. Пилюгин). В состав двигательных установок введены рулевые двигатели, система пожаротушения, улучшена механическая и тепловая защита приборов и бортовой кабельной сети и др. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой (главный конструктор А.Ф. Богомолов). Всего на этой ракете было установлено более 13 000 датчиков.
Ракета пролетела без замечаний 106,93 с, но за 7 с до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя ? 4, которое привело к ликвидации ракеты.
Очередной пуск намечался на четвертый квартал 1974 года. К маю на ракете были реализованы все проектные и конструкторские мероприятия по обеспечению живучести ракеты, вытекающие из анализа предыдущих полетов и дополнительных исследований. Начался монтаж модернизированных многоразовых двигателей. Однако, назначенный в мае 1974 года руководителем НПО "Энергия" академик В.П. Глушко своим приказом, с молчаливого согласия Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по комплексу Н1 -Л3.
Полные затраты по программе Н1-Л3 к январю 1973 года составили 3,6 млрд. руб., из них на создание Н1 - 2,4 млрд. руб. (в ценах тех лет).
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о прекращении работ по комплексу и списанию затрат вышло только в феврале 1976 года. После этого производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено. При этом списаны затраты в сумме 6 млрд. руб. ( в ценах 70-х годов), затраченных на тему.
Несмотря на то, что опыт проектно-конструкторских и производственно-технологических разработок, эксплуатации и обеспечения надежности мощной ракетной системы Н1 в полной мере был использован при создании РН "Энергия" и, очевидно, найдет широкое применение в реализации последующих проектов, нельзя не отметить ошибочность прекращения работ по Н1. Позднее, на создание подобной по мощности ракеты ушло еще 13 лет и было затрачено 14,5 млрд. руб.

 

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru