Особое место среди проектно-конструкторских решений занимает
ракетный блок I ступени. В соответствии с тактико-техническим
заданием МКС "Энергия - Буран" должна быть многоразовой
и использоваться в полете не менее 10 раз. В результате
всесторонних исследований была выбрана парашютно-реактивная
схема возвращения блока после его отделения от РН. Возвращение
и повторное использование блоков - это сложная научно-техническая
задача, которую предполагалось решать последовательно, по
мере проведения экспериментальной отработки. При первых
летных испытаниях блоки А в составе РН не оснащались средствами
возвращения, а использовались лишь отдельные системы для
их отработки.
Важным фактором, повлиявшим на успешную реализацию программы
создания ракетного блока А, стало то, что параллельно с
работами НПО "Энергия" по созданию РН "Энергия" в КБ "Южное"
(г. Днепропетровск, генеральный конструктор В.Ф. Уткин)
разрабатывалась РН среднего класса "Зенит". Ракетные блоки
обеих РН должны были быть максимально унифицированными.
Унификация предусматривалась по размерам топливных баков,
применяемым конструкционным материалам, по двигателю и большинству
агрегатов автоматики. Опережающие сроки создания РН "Зенит"
сделали возможным во многом распространить на блок А результаты
наземной и летной отработки блока I ступени РН "Зенит".
Изготовление модульной части блока А осуществлялось "Южмашзаводом"
(г. Днепропетровск, директор Л.Д. Кучма). Изготовление хвостового
и носового отсеков и сборку блоков А производил Завод экспериментального
машиностроения (г. Калининград Московской обл., директор
А.А. Борисенко).
Самым сложным и трудоемким в РН "Энергия" являлся центральный
блок (блок Ц). Огромные размеры, обилие трубопроводов, сварных
стыков, кабелей, агрегатов привели к тому, что цикл его
изготовления составлял полтора года. Головным заводом по
изготовлению центрального блока и сборке РН "Энергия" был
определен Куйбышевский завод "Прогресс". Крупно-габаритные
отсеки центрального блока транспортировались на полигон
с завода-изготовителя специально доработанным самолетом
3М-Т, где осуществлялась его окончательная сборка.
|
|