В
1959 году в ОКБ-1 во исполнение Постановления правительства
развернулись работы по созданию баллистических ракет на
твердом топливе РТ-1 с дальностью полета головной части
2 500 км, стартовой массой до 35 т и с массой боевого заряда
500 кг.
Одновременно ставились задачи по выполнению работ по теме
РТ-2, которой предусматривалась разработка баллистической
ракеты с дальностью полета головной части 10 000 - 12 000
км и массой боевого заряда до 500 кг.
Разработка и летные испытания экспериментальной ракеты РТ-1
позволили накопить опыт по наземной и летной отработке ракет
на твердом топливе и дали возможность уточнить ряд технических
характеристик перспективных ракет с РДТТ.
Эскизный проект ракеты РТ-2 был разработан в 1963 году.
На ракете предусматривалось применение головной части массой
500 кг при стрельбе на дальность 10 000 - 12 000 км и головной
части массой 1400 кг - на дальность 4000 - 5000 км. Старт
ракеты должен был производиться из защищенной шахты, готовность
к пуску составляла 3 - 5 мин.
Предусматривалась возможность путем комбинации ступеней
ракеты РТ-2 создавать ракеты на промежуточные дальности.
Все параметры ракеты РТ-2 (распределение топлива между ступенями,
диаметр двигателей, время их работы, давление в камерах
сгорания и на срезе сопла и др.) были выбраны близкими к
оптимальным. И все же ракета РТ-2 требовала дальнейшего
совершенствования. Так, смесевое топливо формировалось в
отдельных пресс-формах, затем заряд вкладывался в корпус,
а зазор между зарядом и корпусом заливался связующим веществом.
Это создавало определенные трудности при изготовлении РДТТ
ракеты и требовало новых конструкторских и технологических
решений, которые исключили бы сложности при разработке последующих
модификаций ракеты РТ-2.
Одна из них - ракета РТ-2П имела твердое топливо на основе
бутилкаучука, обладающего высокой пластичностью, не имеющего
заметного старения и растрескивания в процессе хранения.
Это топливо заливалось сразу в корпус двигателя, затем производились
полимеризация и формирование необходимых поверхностей горения
заряда.
Были разработаны специальные средства, исключающие несанкционированный
запуск двигателей на старте, и увеличены гарантийные сроки
хранения РДТТ, что существенно повысило качество ракеты.
Программой ЛКИ ракеты РТ-2 предусматривалось проведение
32 пусков ракет. Пуски проводились в феврале-июле 1966 года
с полигона в Капустином Яре и с ноября 1966 по октябрь 1968
года с полигона Плесецк. Первый успешный пуск ракеты РТ-2
состоялся 26 февраля 1966 года.
18 декабря 1968 года ракета РТ-2 была принята на вооружение.
С января 1970 года по март 1971 года на полигоне Плесецк
были проведены летные испытания модернизированной ракеты
РТ-2П. Ракета имела комплекс средств радиотехнической защиты
ГЧ от средств противоракетной обороны, более мощную ГЧ,
на III ступени применен новый двигатель и улучшенное по
энергетике топливо.
В 1972 году ракета РТ-2П принята на вооружение.
Эта ракета - одна из самых удачных разработок ОКБ-1, существенно
повлиявшая на поддержание паритета в ракетно-ядерном "соревновании"
и укрепившая безопасность нашей Родины.
В настоящее время ракеты РТ-2П сняты с вооружения в связи
с окончанием гарантийного срока их хранения.
|
|