В конструкции ракеты Р-5 впервые оба топливных бака были
сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а также
расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода
во время нахождения ракеты на стартовом устройстве и на
участке выведения не столь значительны, как представлялось
ранее, и что при соответствующей подпитке кислородного бака
на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем
такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих
жидкий кислород в качестве одного из компонентов топлива.
На ракете Р-5 установили специальный насадок на сопло двигателя,
что позволило увеличить дальность полета до 1200 км, а также
исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы
управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов
и интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым
продолжением хвостового отсека, а чувствительные элементы
размещались, во избежание влияния вибраций, подальше от
двигателя, в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах.
Впервые, наряду с автономной системой управления, стали
использовать системы радиоуправления дальностью, боковой
радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. В конструкции
баков были предусмотрены специальные воронкогасители, уменьшающие
остатки незабора компонентов топлива.
|
Основные
характеристики ракеты Р-5 |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, кг
Масса головной части, кг
Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг
Тяга ДУ на земле, кгс
|
1200
28570
1425
24370
43860
|
Достаточно сложной проблемой оказались: аэродинамическая
устойчивость и термостойкость головной части. Головная часть,
входя в плотные слои атмосферы со скоростью свыше 3000 м/сек,
подвергалась большим температурным нагрузкам. Для защиты
корпуса головной части были созданы специальные теплозащитные
покрытия на основе сублимирующих (испаряющихся) высокоэнтальпийных
материалов.
Перед началом летных испытаний в филиале 2 НИИ-88 в 1953
году провели огневые стендовые испытания ракеты Р-5. Их
целью было определение реальных температур компонентов в
топливных баках ракеты, проверка функционирования системы
управления и автоматики двигателя ракеты, отработка циклограммы
запуска двигательной установки и фиксация ее реальных характеристик.
Предусматривалось проведение трех этапов летных испытаний
ракеты Р-5: первый и второй - экспериментальные, третий
- пристрелочный и зачетные испытания.
Первый этап летных испытаний ракеты Р-5 прошел в марте-мае
1953 года Проведено 8 пусков: два на дальность 270 км, пять
- на максимальную дальность 1200 км и один - на 550 км.
Из восьми ракет шесть достигли цели. Первый успешный пуск
на максимальную дальность провели 19 апреля 1953 года.
При подготовке ко второму этапу летных испытаний Р-5 в конструкцию
ракеты и систему управления был внесен ряд изменений.
Второй этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил в октябре-декабре
1953 года. Все 7 пусков проводились на дальность 1185 км.
Один из них был неудачным из-за повреждения бортовой кабельной
сети, что вызвало выдачу преждевременной команды на выключение
двигателя и, как следствие, недолет ракеты.
Третий этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил с августа
1954 года по февраль 1955 года. Всего было 19 пусков: пять
пристрелочных, 10 зачетных, кроме того к ним еще добавили
четыре пристрелочных пуска из-за неудач с отработкой радиоуправления
дальностью.
Ракета Р-5 стала качественно новым этапом в проектировании
баллистических ракет. При увеличении стартовой массы ракеты
Р-5 на 37% по сравнению с Р-2 дальность стрельбы возросла
в два раза при практически равных массах головных частей.
Это обеспечивалось главным образом увеличением удельного
импульса тяги двигателя и существенным (на 25 %) уменьшением
относительной массы конструкции ракеты (без головной части),
что интегрально во многом характеризует техническое совершенство
ракеты.
|
|