|
Основные
характеристики ракеты Р-1 |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, кг
Масса головной части, кг
Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг
Тяга ДУ на земле, кгс
|
270
13430
1075
9400
27200
|
14 апреля 1948 года было принято Постановление правительства
о создании первой ракеты из отечественных материалов на
базе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2). Эту ракету, совместно
с комплексом ее наземного оборудования, назвали Р-1.
Недостатки ракеты А-4, выявленные в процессе ее летных испытаний,
а также почти полное отсутствие теоретических материалов
с обоснованием принятых технических решений потребовали
при создании ракеты Р-1 такого объема работ, который обычно
необходим при разработке новой конструкции. Особенно трудоемкими
оказались материаловедческие задачи.
Выгрузка ракеты Р-1 из вагона
600x381
(45 148 bytes) |
Перевозка выгруженной ракеты
600x370
(38 775 bytes) |
Транспортировка ракеты
600x390
(38 775 bytes) |
Завершение подготовки
ракеты Р-1 к пуску
564x800
(68 196 bytes) |
Старт ракеты Р-1
571x800
(93 516 bytes) |
Стартовая площадка
после пуска ракеты
518x800
(32 581bytes) |
Материаловедам нельзя было ограничиваться формальным подбором
отечественных материалов, от них требовался критический анализ
принятых немцами технических решений. Необходимо было отобрать
86 марок стали, 56 марок цветных металлов, 159 неметаллических
материалов и т.п. Требовалось также позаботиться о повышении
надежности ракеты.
Несмотря на формальную возможность ограничиться копированием
ракеты А-4 для первой серии ракеты Р-1, конструкторы стремились
сразу же внедрить новые технические решения, насколько это
позволяли сделать весьма сжатые сроки: были существенно переработаны
конструкция хвостового и приборного отсеков с целью их усиления,
повышена расчетная дальность полета ракеты с 250 до 270 км.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии использовались
двигатели ракеты А-4 без каких-либо конструктивных изменений,
за исключением замены большей части материалов на отечественные.
Для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений
и электрическая схема системы управления ракеты А-4, однако
конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели
изменения.
Одновременно с ракетой создавался комплекс наземного оборудования
для пусков ракеты с предварительно подготовленной в инженерном
отношении площадки (бетонирование, закладка фундаментной плиты
под пусковой стол, создание укрытий для передвижных дизельных
электростанций и других агрегатов, а также выполнение работ
по прокладке наземной кабельной сети).
Технологический процесс работы агрегатов при подготовке ракеты
Р-1 к пуску, а также конструкция агрегатов мало чем отличались
от ракеты А-4. Главным конструктором наземного комплекса ракеты
Р-1 был В.П. Бармин. Созданное впоследствии под его руководством
ГСКБ "Спецмаш" стало головной организацией в стране по наземным
комплексам.
Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 17 сентября 1948 года под
руководством Государственной комиссии, председателем которой
был С.И. Ветошкин, техническим руководителем С.П. Королев.
На первом этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) было
испытано 9 ракет Р-1, из которых только одна достигла цели
(10 октября 1948 года). Причины аварий были, в основном, из-за
низкого качества изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточного
объема проверок узлов и приборов, неотработанности некоторых
систем.
Для второй серии ракет в целях повышения их надежности пришлось
внести много изменений в бортовые приборы системы управления.
Было подготовлено 20 ракет (10 пристрелочных и 10 зачетных),
из которых 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные
экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски
ракеты Р-1.
25 ноября 1950 года ракету Р-1 с комплексом наземного оборудования
приняли на вооружение. |
|