В адрес руководства РКК "Энергия" им. С.П.
Королева от зарубежных агентств, фирм и частных лиц поступают
многочисленные вопросы и просьбы рассказать об опыте Корпорации
по созданию ракетных и ракетно-космических комплексов различного
назначения, о работах, проводимых в этой области нашей организацией
совместно с другими предприятиями и организациями страны
и сравнительной оценке стоимости создания новых комплексов
по отношению к другим аналогичным разработкам.
Материалы по этим вопросам приведены в соответствующих разделах
данного сайта Корпорации. Чтобы облегчить поиск и понимание
этих материалов, ниже приведены обобщающие сведения о работах
предприятия в области создания средств выведения различного
класса:
Коллектив нашего
предприятия (ранее ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО "Энергия",
сегодня РКК "Энергия" им. С.П. Королева) обладает
богатейшим опытом проведения работ по средствам выведения.
Вряд ли можно назвать еще какое-нибудь предприятие в России
и, пожалуй, в мире, имеющее такую же историю работ и опыт
по всем направлениям развития ракетно-космической техники.
Наш коллектив формировался первым главным конструктором
ракетно-космических систем, основоположником практической
космонавтики академиком Сергеем Павловичем Королевым, на
которого была возложена задача создания первых отечественных
баллистических ракет дальнего действия. Именно под его руководством
с участием других организаций и предприятий страны, возглавляемых
академиками М.В. Келдышем, И.В. Курчатовым, главными конструкторами
систем и агрегатов академиками В.П. Глушко, М.С. Рязанским,
В.И. Кузнецовым, Н.А. Пилюгиным, В.П. Барминым и другими,
в 1946-1963 гг. были созданы ракетные комплексы Р-1,
Р-2, Р-5,
Р-5М, Р-11
(11М, 11ФМ),
Р-7 (7А),
Р-9 (9А).
На ракетах первых из этих комплексов ракетные двигатели
работали на жидком кислороде и спирте. Затем на ракете Р-11
был приобретен опыт работ с азотной кислотой и керосином.
После этого жидкостные ракеты, начиная с легендарной Р-7,
создавались на компонентах: жидкий кислород, керосин, жидкий
водород. В 1960-х годах на нашем предприятии были созданы
и ракетные комплексы стратегического назначения с твердотопливными
межконтинентальными двухступенчатыми ракетами (РТ-1, РТ-2).
В 1960-х годах предприятие приступило к созданию ракеты-носителя
(РН) сверхтяжелого класса Н1
для лунной пилотируемой программы. Работы по ней, проводившиеся
до 1974 года, вывели отечественное ракетостроение на качественно
новый уровень знаний и технологий.
Особое место среди всех проектов, реализованных нашим предприятием,
занимает создание уникальной РН сверхтяжелого класса "Энергия"
с грузоподъемностью до 100 тонн, не имеющей по ряду технических
решений и сегодня аналогов в мире. Она была основным, ключевым
проектом в ряде унифицированных экологически чистых отечественных
РН, который должен был обеспечивать выведение на околоземную
орбиту полезного груза массой от 12-15 т (РН среднего класса
"Зенит") до 30-60 т (РН тяжелого класса "Гроза",
"Энергия-М") и далее до 200 т (РН сверхтяжелого
класса "Вулкан"). Период работ по "Энергии"
охватывает интервал времени с конца 1970-х годов по начало
1990-х годов, когда начавшаяся перестройка и последовавший
распад СССР привели к закрытию проекта. Но опыт работ по
этому носителю, входившему в состав отечественной многоразовой
космической системы "Энергия - Буран", был настолько
грандиозен, успешен и богат, что в полной мере использовался
в тех проектах, которые мы предлагали впоследствии и предлагаем
сегодня в современных разработках ракет космического назначения.
|
Производственная база изготовления блоков
типа ДМв РКК 'Энергия' |
Даже в самые трудные для России годы (1991-2000) по инициативе
РКК "Энергия" на основе полученного в ходе реализации
проекта "Энергия - Буран" задела, отработанных
технологий и налаженного современного производства создается
уникальный морской ракетно-космический комплекс "Морской
старт". В составе ракетного сегмента этого комплекса
- РН "Зенит-2S", которая является модификацией
"Зенита", имевшего единую модульную часть с боковыми
блоками первой ступени РН "Энергия", и космический
разгонный
блок ДМ-SL как одна из 10 модификаций высоконадежного,
эксплуатируемого в течение нескольких десятилетий по различным
программам разгонного блока типа ДМ, работающего на компонентах
топлива жидкий кислород и керосин.
Одновременно с этим, учитывая состояние экономики и коньюнктуру
рынка, в том числе мирового, наше предприятие в середине
1990-х годов разработало ряд проектов средств выведения
легкого класса (РН "Квант",
"Квант-1"),
а затем, учитывая интересы рыночной экономики, предложило
проекты РН среднего класса как возможные варианты модернизации
эксплуатируемой РН типа "Союз",
созданной на базе ракеты Р-7. Это проекты носителей "Ямал",
"Онега" и "Аврора".
Работы по ракетно-космическому комплексу с РН среднего класса
"Аврора" велись Корпорацией в традиционной для
РН "Союз" кооперацией предприятий по заказу Австралийской
компании "Азиатско-Тихоокеанский космический центр",
но в 2002 году эти работы были остановлены из-за проблем
с финансированием со стороны компании. Однако, выявленные
в ходе работ по проекту "Аврора" технические возможности,
заделы уже готовых компонентов такой ракеты, а также проектная
документация, налаженная кооперация предприятий-соисполнителей
и освоенные технологии позволяют говорить о реальности создания
на этой основе ракетно-космического комплекса с РН легкого
класса грузоподъемностью до 1,5-2 т на низкой околоземной
орбите.
|
|
Производственная база
ГНПРКЦ 'ЦСКБ-Прогресс' |
Сборочно-испытательный корпус
ГНПРКЦ 'ЦСКБ-Прогресс' |
Этот комплекс, получивший название "Аврора-L.SK",
как и его одноименная ракета-носитель, РКК "Энергия"
им. С.П. Королева предлагает создать в течение 3 лет с привлечением
к работам традиционно сложившейся и проверенной десятилетиями
во многих проектах кооперацией всемирно известных российских
предприятий-разработчиков в области ракетостроения, включая
такие, как: ГНПРКЦ "ЦСКБ - Прогресс", НПО "Энергомаш"
им. академика В.П. Глушко, НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина,
КБОМ им. В.П. Бармина, СНТК имени Кузнецова, РНИИ КП и другие.
РКК "Энергия", являясь наследником лучших традиций
школы С.П. Королева, единственной в России организацией,
обладающей полувековым опытом разработки РН на любом из
известных компонентов топлива, в первую очередь ориентирована
все же на создании экологически чистых РН на низкокипящих
компонентах топлива.
В настоящее время и организации, которые развивали другое
направление (В.Н. Челомей, М.К. Янгель, В.П. Макеев) создания
ракет - РН на высококипящих компонентах топлива, также предлагают
создавать экологически чистые РН на низкокипящих компонентах
топлива.
РКК "Энергия" в ракете-носителе "Аврора-L.SK"
использует уже готовые, проверенные в ходе эксплуатации
компоненты - двигатель НК-33 на первой ступени и ракетный
блок ДМ-SL в качестве второй ступени. На этом блоке устанавливается
отработанная система управления всей ракетой.
Технические решения уже апробированы, гарантируют высокую
надежность комплекса в целом при минимальной стоимости его
создания, которая в два раза меньше по сравнению с вариантами,
предлагаемыми другими разработчиками аналогичных комплексов.
Основные характеристики
РКН "Аврора-L.SK" |
Стартовая масса
|
135 т
|
Масса полезной нагрузки
- на эллиптической орбите (Нп/На=300/1500 км, i=80°)
|
1,5 т
|
Тяга двигателей ракеты-носителя
- первой ступени, на Земле
- маршевый двигатель (НК-33)
- рулевой двигатель (РД0110Р)
- второй ступени (11Д58М), в пустоте
|
154,05 тс
24,35 тс
8,0 тс
|
Рабочий запас топлива
- первой ступени
- второй ступени
|
108,0 т
11,3 т
|
Габариты РКН
- длина
- максимальный диаметр
|
31,4 м
3,7 м
|
|
|