Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cplire.ru/rus/casr/os/3_1/wb/index.htm
Дата изменения: Fri May 11 13:06:33 2001 Дата индексирования: Sat Dec 22 11:51:46 2007 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п |
Секция Открытых Систем
Информатизация и Россия-2001 - Белая Книга информационных технологий
Информация о проекте опубликована на сайте "Московский либертариум"
Проект "Белой Книги информационных технологий" подготовлен рабочей группой Экспертного совета по информационным технологиям при Администрации Президента Российской Федерации.
Целью проекта является выработка документа, который мог бы лечь в основу общей терминологической и понятийной базы в области информационных технологий, дал бы формулировку видения информационного общества в России и места России в глобальном информационном обществе, определил бы критические точки влияния информационных технологий на развитие экономики и социальной сферы России и позволил бы создать базу для обсуждения и выработки позиции России по отношению к международным инициативам по преодолению информационного неравенства. Именно таким документом должна стать "Белая Книга информационных технологий".
ОГЛАВЛЕНИЕ
- СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- РЕЗЮМЕ
- 1. ВВЕДЕНИЕ
Во введении определяются основные понятия, формулируются задачи, решаемые самим докладом и обосновывается значимость информационных технологий для будущего России.
- 1.1 ТЕРМИНОЛОГИЯ
- 1.1.1 Что такое информационные технологии?
- 1.1.2 Система определения понятий ИТ
- 1.2 ЗАДАЧИ ДОКЛАДА
- 1.2.1 Зачем России информационные технологии?
- 1.2.2 Информатизация общества на основе информационных технологий
- 1.2.3 ИТ и постиндустриальная экономика
- 1.2.4 Место России в глобальном информационном обществе
- 2. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В этой главе рассматривается современное состояние информационных технологий в мире и в России и анализируются имеющиеся на настоящий момент технологические тенденции. В необходимых случаях приводятся исторические справки, демонстрирующие динамику развития определенных секторов рынка ИТ или конкретных технологий.
- 2.1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
В этом разделе проводится обзор современного состояния информационных технологий на мировом уровне.
- 2.1.1 Сегментация рынка информационных технологий
- 2.1.1.1 Микроэлектроника
- 2.1.1.2 Разработка и производство компьютеров и другого оборудования
- 2.1.1.3 Разработка и производство программного обеспечения
- 2.1.1.4 Сети и телекоммуникации
- 2.1.1.5 Мобильные технологии и сервисы
- 2.1.1.6 Обеспечение доступа в интернет
- 2.1.1.7 Информационные ресурсы интернета
- 2.1.1.8 Электронный бизнес
- 2.1.1.9 Пиринговые технологии
- 2.1.1.10 Услуги в области информационных технологий
- 2.1.1.11 Аутсорсинг
- 2.1.2 Стандартизация де-факто и де-юре
- 2.1.2.1 Аппаратная платформа
- 2.1.2.2 Программная платформа
- 2.1.2.3 Сетевая платформа
- 2.1.2.4 Открытые системы и протоколы
- 2.1.3 Взаимосвязи ИТ с другими секторами экономики
- 2.1.3.1 Производство
- 2.1.3.2 Управление
- 2.1.3.3 Телекоммуникации
- 2.1.3.4 Энергетика
- 2.1.3.5 Транспорт и коммуникации
- 2.1.3.6 Финансы
- 2.1.3.7 Торговля
- 2.1.3.8 Фундаментальные исследования
- 2.1.4 Государственное управление
- 2.1.5 Текущие тенденции экономики ИТ
- 2.1.6 Влияние ИТ на социальные аспекты развития общества
- 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ
В этом разделе проводится обзор современного состояния информационных технологий в России на момент подготовки доклада и анализ специфически российского опыта стихийного развития информационных технологий на протяжении последних лет.
- 2.2.1 Состояние производства
- 2.2.1.1 Микроэлектроника
- 2.2.1.2 Телекоммуникационное оборудование
- 2.2.1.3 Компьютеры и другое оборудование
- 2.2.1.4 Программное обеспечение
- 2.2.2 Состояние телекоммуникаций и интернета
- 2.2.2.1 Сети и телекоммуникации
- 2.2.2.2 Обеспечение доступа в интернет
- 2.2.2.3 Обеспечение информационных ресурсов интернета
- 2.2.2.4 Электронный бизнес
- 2.2.3 Услуги в области информационных технологий
- 2.2.3.1 Системная интеграция
- 2.2.3.2 Заказное программирование
- 2.2.3.3 Создание информационных ресурсов
- 2.2.4 Смена приоритетов в производстве
- 2.3 КРАТКОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
В этом разделе рассматривается краткосрочная перспектива развития информационных технологий в мире и, в тех случаях, если это возможно, в России.
- 2.3.1 Производство аппаратуры и микроэлектроника
- 2.3.2 Услуги в области информационных технологий
- 2.3.2.1 Развитие услуг системной интеграции
- 2.3.2.2 Развитие услуг по разработке информационных ресурсов
- 2.3.2.3 Широкое внедрение услуг по обеспечению доступа к прикладным сервисам (ASP)
- 2.3.2.4 Глобализация рынка услуг заказного программирования
- 2.3.3 Мобильные технологии
- 2.3.3.1 Сближение технологий беспроводной связи - мобильной, глобальной спутниковой, транкинговой, радиодоступа
- 2.3.3.2 Развитие стандартов мобильной связи
- 2.3.3.3 Расширение функциональности мобильных терминалов
- 2.3.3.4 Переход к услугам мобильной связи третьего поколения
- 2.3.3.5 Снижение цен на абонентское оборудование и услуги
- 2.3.3.6 Возрастание роли сервис-провайдеров
- 2.3.4 Конвергенция базовых технологий
- 2.3.4.1 Телекоммуникации
- 2.3.4.2 Мобильные технологии и интернет
- 2.3.4.3 Программное обеспечение
- 2.3.5 Электронный бизнес
- 2.3.6 Электронное правительство
- 2.4 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
- 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕСТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Эта глава является ключевой частью доклада и содержит разделы, посвященные статистическому сравнению ИТ в различных странах (включая Россию) и анализу проблем развития ИТ на основе статистических данных. Статистический раздел должен представлять основные индикаторы экономики ИТ в максимально возможно наглядной форме. Задачей этого раздела является эффективно представить материал, показывающий значимость ИТ на мировом рынке и незначительность сектора ИТ в экономике современной России. В аналитическом разделе на основании материала статистического раздела должны быть рассмотрены основные проблемы экономики ИТ в тех же странах, с фокусом на специфические проблемы российской экономики.
- 3.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИТ
Этот раздел полностью построен на фактах и статистике по группам стран:
- США
- Зап. Европа
- Индия
- Китай
- Россия
- Бразилия
- Страны 3-го мира
Желательно во всех возможных случаях представлять указанные индикаторы в легко воспринимаемой (табличной или графической) форме и прослеживать динамику во времени (по крайней мере за последние 10 лет).
- 3.1.1 Общеэкономические показатели
- 3.1.1.1 Простые показатели
- 3.1.1.2 Экономические показатели ИТ
- 3.1.1.3 Сравнительные экономические показатели
- 3.1.1.4 Инвестиции
- 3.1.2 Инфраструктура и интернет
- 3.1.2.1 Телекоммуникации
- 3.1.2.2 Интернет
- 3.1.3 Компьютерный бизнес
- 3.1.3.1 Производство
- 3.1.3.2 Разработка программного обеспечения
- 3.1.3.3 Продажи
- 3.1.4 Кадровый потенциал и система образования
- 3.1.4.1 Кадровый потенциал
- 3.1.4.2 Среднее образование
- 3.1.4.3 Высшее образование
- 3.1.4.4 Научные исследования
- 3.1.5 Государственные органы и законодательство
- 3.1.5.1 Государственные органы
- 3.1.5.2 Государственное управление
- 3.1.5.3 Законодательство в области ИТ
- 3.1.5.4 Общественные организации
- 3.2 ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Этот раздел является аналитическим обобщением предыдущего раздела с фокусом на проблемах экономики России. Однако при этом многие из проблем характерны не только для России, но являются общемировыми, либо характерны для некоторых групп стран. Поэтому аналитика должна быть построена на сравнении существующих проблем и существующей практики в различных странах, включая Россию.
- 3.2.1 Кадровые проблемы
- 3.2.1.1 Нехватка специалистов в области ИТ
- 3.2.1.2 Низкий уровень подготовки специалистов
- 3.2.1.3 Нехватка квалифицированного преподавательского корпуса
- 3.2.1.4 Недостаточная оплата преподавательских кадров
- 3.2.1.5 Глобальная миграция трудовых ресурсов
- 3.2.1.6 Виртуальная (оффшорная) миграция трудовых ресурсов
- 3.2.2 Финансовые проблемы
- 3.2.2.1 Вопросы налогообложения
- 3.2.2.2 Таможенные пошлины
- 3.2.2.3 Оборотные средства
- 3.2.2.4 Инвестиционная привлекательность
- 3.2.3 Правовые проблемы
- 3.2.3.1 Гармонизация стандартов в области ИТ
- 3.2.3.2 Защита авторских и смежных прав
- 3.2.3.3 Регулирование рынка телекоммуникаций
- 3.2.3.4 Регулирование рынка услуг защиты информации
- 3.2.3.5 Регулирование рынка информационных ресурсов
- 3.2.3.6 Регулирование раскрытия информации
- 3.2.4 Культурные проблемы
- 3.2.4.1 Языковые проблемы
- 3.2.4.2 Культурный фундаментализм
- 3.2.4.3 Традиции делопроизводства
- 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В этой главе обозначаются стратегические цели и приоритеты развития информационных технологий в мире и в России, формулируются основные задачи, которые необходимо решить для эффективного развития ИТ в России.
- 4.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РОССИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ
В этом разделе формулируются цели и задачи государства в области развития и использования информационных технологий. Основной акцент делается на решение экономических задач, но одновременно постулируется и обеспечение прав и свобод граждан по использованию информационных технологий и доступа к информации.
- 4.1.1 Социальные и политические цели развития ИТ
- 4.1.1.1 Преодоление информационного неравенства
- 4.1.1.2 Создание рабочих мест и занятость населения
- 4.1.1.3 Выравнивание экономического развития регионов
- 4.1.2 Точки влияния ИТ на экономику России в целом
- 4.1.2.1 Внедрение информационных технологий в производстве
- 4.1.2.2 Внедрение информационных технологий в управлении
- 4.1.2.3 Экспортный потенциал
- 4.1.3 Текущие задачи развития информационных технологий
- 4.1.3.1 Создание законодательной базы ИТ
- 4.1.3.2 Лицензирование и сертификация в области ИТ
- 4.1.3.3 Дерегулирование телекоммуникаций
- 4.1.3.4 Снятие таможенных барьеров
- 4.1.3.5 Обеспечение эффективной кадровой политики
- 4.1.3.6 Поддержка образования
- 4.1.3.7 Поддержка культуры и науки
- 4.1.4 Долговременные задачи в области развития ИТ
- 4.1.4.1 Пропаганда ИТ и информационного общества
- 4.1.4.2 Адаптация к происходящим изменениям
- 4.1.4.3 Обеспечение динамичной правовой поддержки ИТ
- 4.1.4.4 Обеспечение динамики роста доступа в интернет
- 4.1.4.5 Обеспечение массового образования в области ИТ
- 4.1.4.6 Обеспечение опережающего роста кадрового потенциала
- 4.1.4.7 Обеспечение благоприятного инвестиционного климата
- 4.2 ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА
- 4.2.1 Преодоление информационного неравенства
- 4.2.2 Стимулирование образования и доступа к новой экономике
- 4.2.3 Усиление роли организаций гражданского общества
- 4.2.4 Демократизация политики развития ИТ
- 4.2.5 Поощрение равенства возможностей
- 4.2.6 Поддержка научных исследований для целей социального развития
- 4.3 ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении в сжатом виде формулируются основные рекомендации доклада и делаются выводы о текущем состоянии и перспективах развития информационных технологий в мире и в России.- 6. ПРИЛОЖЕНИЯ
- 6.1 ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
- 6.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ