В данном
разделе приведен список основных терминов,
используемых в области открытых систем. Большинство терминов и
определений включены из основополагающего документа ИСО/МЭК - 14252.
Аккредитованная
организация-разработчик стандартов (accredited standards development organization): организация, признанная в качестве организации-разработчика
стандартов международным органом по стандартизации (например, ИСО,
МЭК или МСЭ-Т) или одним из полномочных членов данных организаций
(например, национальным органом по стандартизации, таким как Госстандарт
РФ). (ИСО/МЭК 14252)
Базовый
стандарт (base standard):
принятый международный стандарт, технический отчет, рекомендация МСЭ-Т
или национальный стандарт. (ИСО/МЭК 14252).
Внешняя
среда (external environment): набор объектов, внешних по отношению
к прикладной платформе, которая обеспечивает для них услуги.
Внешние объекты
включают персонал, сменные носители, которые не установлены на платформе,
линии связи и другие платформы. (ИСО/МЭК 14252).
Гармонизация
(harmonization): процесс обеспечения того, чтобы стандарты (включая
профили) не перекрывались друг с другом или не противоречили друг
другу. (ИСО/МЭК 14252).
Интерфейс
(interface):
общая граница между двумя функциональными объектами. Стандарт определяет
службы в терминах функциональных характеристик и поведения, наблюдаемого
на интерфейсе. Стандарт является договором в том смысле, что он документирует
взаимное обязательство между пользователем и поставщиком служб, а
также гарантирует стабильное, документально оформленное, четкое выполнение
данного обязательства. (ИСО/МЭК 14252).
Интерфейс
с внешней средой (ИВС) (external environment interface
(EEI)):
интерфейс между прикладной платформой и внешней средой, с помощью
которого обеспечиваются необходимые услуги. ИВС определяется, прежде
всего, для обеспечения функциональной совместимости приложений с системами.
В первую очередь ИВС предоставляет следующие услуги:
- интерфейс
человек-компьютер (ИЧК);
- информационный обмен с внешней средой;
- телекоммуникации.
(ИСО/МЭК 14252)
Интерфейс
коммуникационной службы (ИКУ) (communications services interface (CSI)):
граница, через которую обеспечивается доступ к службам при взаимодействии
между внутренними объектами прикладного программного средства и внешними
объектами прикладной платформы. (ИСО/МЭК 14252).
Интерфейс
с прикладной программой (ИПП) (application program interface (API)): интерфейс между прикладными программными
средствами и прикладной платформой, через который обеспечивается доступ
ко всем необходимым службам. (ИСО/МЭК 14252)
Интерфейс
человек-компьютер (ИЧК) (human/computer
interface (HCI)): граница, через которую реализуется физическое
взаимодействие между человеческим бытием и прикладной платформой.
(ИСО/МЭК 14252).
Интерфейс
POSIX: Интерфейс операционных систем, обеспечивающий
переносимость прикладных программ. Семейство стандартов, определяющее
стандартный интерфейс приложения с операционной системой вместе со
средой, обеспечивающей переносимость приложения в исходных кодах.
Информационный
(informative):
только для информации (ИСО/МЭК 14252).
Ключевой
показатель эффективности (КПЭ) (key performance indicator (KPI)):
показатель эффективности конкретной производственной, технологической
и т.п. системы, выраженный в терминах целей и задач предприятия.
Коэффициент
критичности успеха (ККУ) (critical success factor (CSF)):
мера эффективности деятельности предприятия, которая в совокупности
с другими ККУ формирует ключевой
показатель эффективности (КПЭ).
Масштабируемость
(scalability):
способность обеспечивать функциональные возможности вверх и вниз по
упорядоченному ряду прикладных платформ, отличающихся по быстродействию
и ресурсам. (ИСО/МЭК 14252).
Местный
(locale(s)): определение той части окружающей среды
пользователя, которая зависит от языка и культурных обычаев. (ИСО/МЭК
14252).
Модель
службы информационной технологии (ИТ) (information
technology (IT) service model): текстовое и графическое представление
службы ИТ, которое определяет все низкоуровневые компоненты и интерфейсы
службы.
Модель
технологического компонента (technology component model):
выбранные службы ИТ, необходимые для реализации одной или нескольких
служб ИС, обеспечивающих реализацию ТБС.
Направление
деятельности (НД) [домен] (business area
(BA) [domain]): логическое выделение изо всей деятельности
предприятия сходные направления, например, финансовая деятельность,
деятельность по продажам, исследованию рынка и т.п.
Нормативный
(normative):
обязательный набор инструкций или ссылок.
Общедоступные
технические требования (спецификации ) (ОТТ)
(publiclyavailablespecifications (PAS)): спецификации, являющиеся доступными без ограничения
любому субъекту для применения, сублицензирования и распространения
(продажи) конкретной реализации. (ИСО/МЭК 14252).
Открытая
система (open system): система, реализующая достаточно открытые
спецификации или стандарты для интерфейсов, служб и форматов, с тем
чтобы облегчить должным образом созданному прикладному программному
средству:
перенос с минимальными
изменениями в широком диапазоне систем, полученных от одного или нескольких
поставщиков;
взаимодействие с другими приложениями, расположенными на местных или
удаленных системах;
взаимодействие с людьми в стиле, облегчающем переносимость пользователя.
(ИСО/МЭК 14252).
Открытые
технические требования (спецификации) (open specifications): технические требования (спецификации), утверждаемые
организацией, использующей процесс открытого публичного согласования
для внедрения новых технологий и требований пользователя. (ИСО/МЭК
14252).
Переносимость
(прикладного программного средства) (portability (applicationsoftware)): степень легкости, с которой прикладные
программные средства и данные могут быть перенесены с одной прикладной
платформы на другую. (ИСО/МЭК 14252).
Пользователь
(user):
источник деловых инициатив, которым должен соответствовать профиль
OSE организации-пользователя, и реализацию
которых данный профиль должен обеспечивать. В контексте настоящего
документа пользователь и организация-пользователья взаимозаменяемы.
Предложенное
решение (point solution): Предложенная архитектура системы, конкретизированная
в степени достаточной для определения возможности удовлетворения требований
и стоимости их реализации. (ИСО/МЭК 14252).
Прикладная
платформа (application platform): набор ресурсов, включая технические и
программные средства, который обеспечивает услуги для работы прикладного
программного средства. (ИСО/МЭК 14252)
Прикладная платформа предоставляет услуги на своих интерфейсах, обеспечивая
максимально возможную "прозрачность" конкретных характеристик
платформы для прикладного программного средства.
Прикладное
программное средство (application software): программное средство, предназначенное
для приложения и состоящее из программ, данных, и документации. (ИСО/МЭК
14252)
Программное
средство (software):
программы, процедуры, правила и любая соответствующая им документация,
имеющие отношение к эксплуатации системы обработки информации. (ИСО/МЭК
14252).
Протокол
(protocol):
Набор семантических и синтаксических правил, определяющий поведение
взаимодействующих объектов. (ИСО/МЭК 14252).
Профиль
(profile):
набор из одного или нескольких базовых стандартов с указанием, при
необходимости, выбранных классов, подмножеств, опций базовых стандартов,
которые являются необходимыми для выполнения конкретной функции. См.
также профиль прикладной среды (3.2.1.2), функциональный стандарт
POSIX
(3.2.1.37) и профиль OSE системы организации-пользователя (3.2.1.53). (ИСО/МЭК 14252).
Профиль
компонента (component profile): профиль, образуемый путем формального
определения подмножества единственного стандарта. (ИСО/МЭК 14252).
Профиль прикладной среды (application environment profile): комбинация профилей, построенных с использованием
нескольких или одного базовых стандартов, которая определяет различные типы
функциональных возможностей, необходимых для конкретной среды. (ИСО/МЭК 14252).
Профиль
среды открытой системы (OSE) (open system
environment (OSE)
profile): отобранный набор стандартов и их опций,
определяющий поведение интерфейсов для конкретного класса или области
приложений в терминах функциональных вызовов, протоколов, форматов
данных, и т.д. (ИСО/МЭК14252).
Профиль
OSE организации-пользователя (user organization OSE profile): профиль, документально оформленный в
терминах стандартов открытой системы (3.2.1.31), функциональных стандартов
POSIX (3.2.1.37), функциональных стандартов (3.2.1.49),
и (или) промежуточных технологий или изделий, которые необходимы в
качестве основы инфраструктуры при принятии решений по удовлетворению
потребностей предприятия. (ИСО/МЭК 14252).
Путеводитель
(road map):
общая схема процесса.
Служба
(service):
отличающаяся от других функциональная возможность, которая предоставляется
объектом на одной стороне интерфейса объекту на другой стороне интерфейса.
(ИСО/МЭК 14252).
Служба
информационной технологии (ИТ) (information technology
(IT) service):
самый мелкий элемент в структуре технологии. Группа служб ИТ взаимодействуют
для обеспечения служб ИС, поддерживающих ТБС. Службы ИТ описываются
в терминах протоколов,
интерфейсов прикладных программ
(ИПП) и компонентов служб.
Служба
информационных систем (ИС) (information systems (IS)
service): высокоуровневое описание служб, используемых
для поддержки ТБС. Службы ИС дают перекрестные ссылки на ТБС, которые
они обеспечивают, службы ИТ, которые их (ИС) обеспечивают, и технологические
компоненты, вмещающие данные службы.
Соединители
(sockets):
интерфейс для транспортного протокола. (IEEE. P1003.1g).
Создаваемый
стандарт (emerging standard): технические требования (спецификация),
находящиеся на рассмотрении в аккредитованной организации, разрабатывающей
стандарты, но еще не получившие одобрения от соответствующего органа.
Создаваемые
стандарты часто подвергаются существенным изменениям до своего принятия.
Среда
открытой системы (OSE) (open system
environment (OSE)):
исчерпывающий набор интерфейсов, служб и форматов в сочетании с пользовательскими
аспектами, необходимый для обеспечения функциональной совместимости
или переносимости приложений, данных, или персонала, в соответствии
со стандартами ИТ и профилями. (ИСО/МЭК 14252).
Стандарт
(standard):
документ, согласованный и принятый аккредитованной организацией, разрабатывающей
стандарты, который содержит общепринятые и многократно используемые
правила, руководства или характеристики для работ или их результатов,
предназначенный для достижения оптимальной степени упорядочения и
согласованности в заданном контексте. (ИСО/МЭК 14252).
Технические
средства (hardware):
физическое оборудование, используемое при обработке данных, в противоположность
программам, процедурам, правилам, и соответствующей документации.
(ИСО/МЭК 14252).
Технические
требования (спецификация) (specification): документ, устанавливающий законченным,
точным, поддающимся проверке способом требования к системе или компоненту
системы. (ИСО/МЭК 14252).
Технология
(technology):
Научные знания, используемые для достижения практической цели.
Требование
к службам (ТБС) (business system requirement
(BSR)): устанавливаемое предприятием требование,
то есть, набор процессов, процедур и документации, обеспеченных соответствующей
технологией, реализация которого приводит к достижению предприятием
своих целей и показателей, выраженных на языке коэффициента
критичности успеха (ККУ) или ключевого показателя эффективности (КПЭ)
Фактический
стандарт (de facto
standard): стандарт, разработанный неофициально,
когда один или несколько субъектов создают продукцию или технологию,
которые имеют спрос и копируются, становясь при этом так широко используемыми,
что отклонение от них вызывает проблемы с совместимостью и/или ограничивает
конкурентоспособность. (ИСО/МЭК 14252).
Функциональная
совместимость (interoperability): способность двух или более систем обмениваться
информацией и использовать эту информацию. (ИСО/МЭК 14252).
Функциональное
качество (ФК) (functional quality (FQ)): мера уровня услуги и исполнения, которые
считаются необходимыми для достижения ТБС, с помощью предложенного
технологического решения. Показатели ФК можно использовать в качестве
критериев оценки эффективности и для тестирования на соответствие,
а также для выбора стандартов при реализации проекта на физическом
уровне и изделий при переходе с физического на эксплуатационный уровень
проектирования.
Функциональный
стандарт (standardized profile): прошедший процедуру голосования, официальный,
гармонизированный документ, определяющий профиль. (ИСО/МЭК 14252).
Функциональный
стандарт POSIX (POSIX ФС) (POSIX standardized
profile (POSIXSP)):
функциональный стандарт, специфицирующий применение определенных базовых
стандартов POSIX
для обеспечения класса приложений и полностью соответствующий эталонной
модели, зафиксированной в ИСО/МЭК 14252. (ИСО/МЭК 14252).
Целевая
функция (business function):
набор процессов, обеспечивающих достижение конкретной цели деятельности.
Эталонная
модель (reference model): структурированный комплект взаимосвязанных
представлений о предмете, охватывающий предмет в целом, упрощающий
разбиение связей по тематике, который может быть представлен посредством
обычного описания. (ИСО/МЭК14252).