Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cplire.ru/Lab144/start/r_sets.html
Дата изменения: Mon Sep 24 15:02:27 2007 Дата индексирования: Tue Oct 2 01:06:24 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: trees |
Недоопределенные множества это новая разновидность структур данных (термов), изобретенная в Акторном Прологе. Они немного напоминают так называемые структуры и записи, используемые в императивных и некоторых логических языках, однако выразительные возможности недоопределенных множеств значительно выше. Дело в том, что недоопределенные множества, в отличие от записей, могут помимо явно указанных элементов включать неопределенный остаток (хвост), так как это происходит со списками в обычном Прологе. При этом, однако, порядок элементов в недоопределенном множестве может быть произвольным и не влияет на результаты унификации этих термов. Более того, в Акторном Прологе гарантируется, что остаток недоопределенного множества не может содержать элементы, явно заданные в составе множества. То есть язык обеспечивает проверку некоторых негативных условий, наложенных на остаток недоопределенного множества. Недоопределенные множества являются очень мощным средством логического программирования. Они были разработаны специально для решения задач, требующих имитации логики второго порядка. При этом их реализация достаточно проста и эффективна, потому что не требует использования унификации высших порядков или механизма ограничений. Рассмотрим пример Sets.A. Пример 1. Недоопределенные множества.------------------------------------------- -- An example of Actor Prolog program. -- -- (c) 2002, Alexei A. Morozov, IRE RAS. -- -- Underdetermined sets. -- ------------------------------------------- project: (('Sets')) ------------------------------------------- class 'Sets': con = ('Console'); [ goal:- A == { region:X, name:"Baikal" |Rest}, -- B == { name:Y, object:'lake', region:"Siberia"}, -- A == B, -- con ? writeln("Region: ",X), con ? writeln("Name: ",Y), con ? writeln("Rest: ",Rest). ] ------------------------------------------- В рассматриваемом примере осуществляется унификация двух недоопределенных множеств. Элементами недоопределенных множеств в Акторном Прологе являются пары, состоящие из имени и значения. Так, первое недоопределенное множество (A) содержит два элемента region и name, а также неопределенный остаток Rest. Значением первого элемента является переменная X, а значением второго строковый литерал "Baikal". Второе недоопределенное множество (B) содержит три элемента name, object и region. Значением первого элемента является переменная Y, значением второго символ 'lake', а значением третьего строковый литерал "Siberia". Результаты работы программы: Region: Siberia Name: Baikal Rest: {object:'lake'} В ходе унификации множеств осуществляется сопоставление значений элементов с одинаковыми именами. В нашем примере переменная X будет унифицирована со строкой "Siberia", а переменная Y со строкой "Baikal". Кроме того, остаток первого множества Rest будет сопоставлен с оставшимися элементами второго множества. В результате значением переменной Rest станет недоопределенное множество, содержащее один элемент 'lake'. Обратите внимание, что созданное множество Rest не имеет неопределеннного остатка, потому что его не было у множества B. Это означает, в частности, что переменная Rest уже не может быть унифицирована с другими множествами, содержащими какие-либо элементы, отличные от object. В Акторном Прологе можно использовать "неопределенные множества с заголовком" вида Heading{...} При этом терм Heading будет обозначать добавочный элемент 0:Heading с именем 0. Можно использовать недоопределенные множества в качестве атомарных формул в предложениях языка. Например, атомарная формула F { sX:AX, sY:AY, ..., sN:AN | Rest }будет эквивалентна атомарной формуле ''( { 0:F, sX:AX, sY:AY, ..., sN:AN | Rest } )где '' - специальный символ, состоящий из пустой цепочки графем.
С помощью таких атомарных формул можно составлять логические правила, имитирующие логику второго порядка. Рассмотрим, например, (упрощенное) правило использования конструкции ветвления, написанное для программы синтеза алгоритмов. Пример 2. Имитация логики второго порядка.F{argument:A0,result:Z|Rest}:- A0 == {even:'unknown'|Pairs}, A1 == {even:'yes'|Pairs}, A2 == {even:'no'|Pairs}, F{argument:A1,result:Y1|Rest}, F{argument:A2,result:Y2|Rest}, Z == 'if'([ guard(odd(A0),Y2), guard(even(A0),Y1)]). Это правило используется, если программа не знает, как реализовать вычисление функции F с некоторым аргументом argument, про который известно, что он может быть как четным, так и нечетным. В этом случае возможным решением является построение конструкции if-fi. Для этого создаются две новые переменные A1 и A2. Эти переменные получают все свойства аргумента A0 за исключением признака четности. Переменная A1 объявляется четной, а переменная A2 нечетной. Если программа сможет найти метод вычисления функции F отдельно для любых четных и любых нечетных значений аргумента argument, будет синтезирован оператор if-fi, вычисляющий значение исходной функции F. Пример 3. Программа синтеза алгоритмов.В качестве иллюстрации использования недоопределенных множеств, далее приведен полный текст программы, синтезирующей алгоритмы умножения. Постановка задачи. Необходимо синтезировать алгоритмы умножения двух целых положительных чисел на основе операций сложения и сдвига. Полученные алгоритмы записать на языке Ада. Текст программы на Акторном Прологе, синтезирующей алгоритмы умножения, приведен здесь. Обратите внимание, как реализованы правила синтеза ветвлений и инвариантов циклов. |
Рис. 3.1. Синтез алгоритмов умножения.
Результаты синтеза приведены здесь. Самое интересное, что программа доказала существование двух алгоритмов умножения, отвечающих заданным условиям. Второй из них вполне обычный, а вот первый оказался неожиданным. |
Оглавление |