Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/programs/bor-4.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:14:13 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: южная атлантйюеулбс бопнбмйс

ПРОГРАММА 'БОР-4'.



      В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе 'Space Shuttle', в СССР проводились испытания орбитального космического самолета 'Спираль'. Разработку проводило авиационное КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект 'Спираль' начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе орбитальных долговременных космических станций, проект орбитального самолета был отложен.

      Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН типа 'Союз' или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также назывался '50/50'). Предприятие 'МиГ' изготовило аппарат длиной 8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным весом 10300 кГ.

      Работы начались в 1967 году в специальном филиале 'МиГа' в г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты 'Эпос'. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 - для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.

      Одной из особенностей аппарата 'Спираль' были складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете находились в вертикальном положении, а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в самолет с дельтовидным крылом.

      В этот же период проводились исследования по орбитальному самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и КБ Сухого. Разработанный ими самолет 'Т-100/101' предполагался как первая ступень орбитального самолета.

      В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата 105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978 года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были прекращены.

      Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта 'Спираль' начала уменьшаться; больше внимания стали уделять программе 'Буран'. Для проведения исследований по этой программе было создано головное предприятие 'Молния'. В проекте, кроме того, участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский. Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме 'Спираль' (под наименованием 'Бор') использовались для отработки аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших название 'Бор-4' (в прессе можно встретить название 'Космолет'). Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько суборбитальных полетов аппаратов 'Бор-5'. Аппараты имели самолетную схему и были возвращаемыми.

      В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и зарубежных журналов.



      Технические характеристики:

      Назначение КА 'Бор-4' - исследование теплозащитных покрытий и отработка технологии возвращения КА самолетной схемы на поверхность Земли. Схема самолетная, с низким расположением треугольного крыла и малым вертикальным стабилизатором.

    длина: 2,86 м
    ширина: 2,28 м
    масса: 1074 кГ
    масса сухого: 795 кГ
    место запуска: Капустин Яр, стартовый комплекс 107
    посадка: при помощи парашюта на воду

      В верхней части "Бор-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы. Много лет разведывательные источники в США считали, что пилотируемый вариант этого аппарата может иметь вес 15 тонн, в 4 - 5 раз больше по размерам и будет запущен в середине 1980-х при помощи РН 'Зенит'. Но в СССР вместо этого была полностью повторена программа 'Space Shuttle'.
      Все полеты аппаратов 'Бор-4' проводились под официальной легендой 'Исследование верхних слоев атмосферы и ближнего космоса'.




ПОЛЕТЫ ПО ПРОГРАММЕ "БОР-4"


'КОСМОС-1374'

Регистрационный номер: 13257 / 1982-054А
Дата и время старта: 3 июня 1982 года; 21:36 UTC
Дата и время посадки: 3 июня 1982 года; 23:19 UTC
Параметры орбиты: 167 х 222 км х 88,1 мин. х 50,6

      Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки полета 'Космос-1374' были привлечены корабли-исследователи 'Космонавт Виктор Пацаев' и 'Космонавт Георгий Добровольский', которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией 'Салют'. После выполнения одного витка 'Космолет' приводнился в Индийском океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте 560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик австралийских ВВС 'Орион', экипаж которого сфотографировал 'Космолет' и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в носовой части 'Космолета' имеются небольшие иллюминаторы, как на пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.


'КОСМОС-1445'

Регистрационный номер: 13883 / 1983 017А
Дата и время старта: 15 марта 1983 года; 22:33 UTC
Дата и время посадки: 16 марта 1983 года; 00:25 UTC
Параметры орбиты: 176 х 217 км х 88,3 мин. х 50,7

      Полет аналогичен совершенному на год раньше полету 'Космоса-1374'. Для технической поддержки полета привлекались корабли-исследователи 'Космонавт Владислав Волков' и 'Космонавт Павел Беляев'. Аппарат приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов и был успешно подобран советскими кораблями, дежурившими в этом районе. Как и в предыдущем полете австралийскими разведывательными самолетами были получены детальные снимки космического аппарата и операций по его эвакуации.


'КОСМОС-1517'

Регистрационный номер: 14585 / 1983-125А
Дата и время старта: 27 декабря 1983 года; 10:04 UTC
Дата и время посадки: 27 декабря 1983 года; 11:46 UTC
Параметры орбиты: 180 х 221 км х 88,8 мин. х 50,6

      Этот полет был аналогичен предыдущим 'Космос-1374' и 'Космос-1445'. Но в отличие от предыдущих полетов, во избежание наблюдения со стороны западных разведок, изменилось место посадки. Тем удалось установить только факт передачи кораблями- исследователями сообщения о выдаче над северной Атлантикой тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в Черном море.


'КОСМОС-1614'

Регистрационный номер: 15442 / 1984 126А
Дата и время старта: 19 декабря 1984 года; 04:04 UTC
Дата и время посадки: 19 декабря 1984 года; 05:26 UTC
Параметры орбиты: 173 х 223 км х 88,5 мин. х 50,7


      Последний космический полет по программе 'Бор-4', начатой аппаратом 'Космос-1374'. Приводнение как и у 'Космоса-1517' производилось в Черном море после выполнения одного витка.




Источники:

     Mark Wade's Encyclopedia Astronautica.
     Newton. Graphic Science Magazine. Kyoikusha. Japan. 10.04.1992, p.212.
     Космический марафон, телевизионная передача РТР, 12.04.96.

Материал подготовлен Андреем Емельяновым (Санкт-Петербург).