Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmos.ru/seminar/19991124/sid_ans.htm
Дата изменения: Tue Dec 14 16:17:27 1999
Дата индексирования: Tue Oct 2 09:00:58 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: ngc 6559
Обсуждение докладов
Обсуждение доклада И.М. Сидорова "Создание космических транспортных систем на основе использования тросов большой длины."


Главная страница

Материалы докладов

Обсуждение докладов
 

Вопрос: (Бордюков М.М., ЦНИИ-4): Какова экономическая эффективность Вашего предложения?
Ответ: Мы строим как бы транспортную трассу. Стоимость строительства, по-видимому, будет составлять не очень большую часть от всего бюджета МКС, ну, а далее эффективность будет зависеть от грузопотока на геостационар, на Луну. Для однократного события такую дорогу строить, конечно, бессмысленно. Эффективность такой трассы зависит также от прочности используемых для пращи материалов. В выполненных расчетах были использованы композиционные материалы такие, как углеродные материалы, кевлар, жидкое стекло. Они обладают близкими параметрами, которые были взяты для расчетов из имеющихся в настоящее время справочников по композиционным материалам. Улучшение параметров материалов (в частности, прочности) позволит уменьшить скорость контакта и полностью перейти на авиационную систему контакта. Здесь, в отличие от ракетной техники, возможен прогресс, и прочность материалов может сильно возрасти.



Вопрос: (Галай Ю.М., ВИЭМ): При своем движении праща будет испытывать сопротивление. Учитывали ли Вы это?
Ответ: Да, действительно, сопротивление возникает. Минимизировать его можно установкой пращи на эллиптическую орбиту со сравнительно небольшим эксцентриситетом. Тогда в области существенного воздействия атмосферы праща будет находиться сравнительно малое время.



Вопрос: (Галактионов В.С.): Каково оптимальное количество пращей?
Ответ: Для задачи вывода из зоны земного тяготения достаточно двух пращей, но если использовать более прочные материалы и пойти на несколько большие расходы, т.е. увеличить вес пращи, то достаточно и одной.



Вопрос: (Докучаев Л.В., ЦНИИМАШ): Для Марса требуется специальная тросовая система (другая "дорога")?
Ответ: И для Луны, и для Марса основная часть трассы, которая выводит за зону земного тяготения, - общая; дальше трасса разветвляется и содержит по одной праще в сторону Луны и в сторону Марса.



Вопрос: (Суханов А.А., ИКИ РАН): В той точке, где натяжение троса мало (0.0005g) не может ли контакт КА с концевым блоком привести к потере устойчивости трассовой системы?
Ответ: Продольные колебания троса, действительно, возникают, и их надо задавить. Наш объект управляемый; можно построить алгоритм управления таким образом, что включением двигателей концевого блока колебания могут быть подавлены.



Вопрос: (Суханов А.А., ИКИ РАН): Плоскость вращения пращи - это экваториальная плоскость?
Ответ: Да, плоскость вращения пращей лежит в экваториальной плоскости, а для МКС она лежит в плоскости орбиты.



Вопрос: (Н.А.Эйсмонт, ИКИ РАН): Ваш доклад, Игорь Михайлович, звучит несколько фантастически. На самом деле, задача очень сложная. Проблема управления выводом троса - не такая простая, как может показаться из доклада. Недавно американскими специалистами был проведен эксперимент по выпуску троса с КА. Эксперимент закончился неудачно: трос запутался.
Ответ: Ну, почему фантастика? - Мы уже прошли стадию, когда это была фантастика. Мы выпускаем не трос, а управляемый концевой блок, который представляет собой управляемый космический аппарат. При развертывании троса должно быть реализовано программное торможение скорости концевого блока в зависимости от длины развернутого троса. Стабилизация программного движения осуществляется двигателями коррекции таким образом, чтобы направление на световой репер, установленный на станции, совпадало с направлением радиуса - вектора. Еще раз подчеркиваю, что задача развертывания - это задача управления. Если выпускать трос без концевого управляемого блока, то он неизбежно запутается.



Вопрос: (Галактионов В.С.) о синхронизации орбит системы пращей.
Ответ: Сама задача синхронизации - это искусство управления. Мы должны каждый раз составлять определенную трассу движения. Для увеличения гибкости транспортной системы следует вывести на соответствующие выжидательные орбиты несколько обменных грузов. Есть четкая зависимость: чем лучше алгоритм управления, тем мерьше затрат на синхронизацию. Как правило, уменьшение затрат на дополнительную коррекцию орбит приводит к увеличению времени перелета.



Вопрос: (Галай Ю.М.): Функционирование маятника приведет к перегрузке на станции?
Ответ: Да, приведет. Ее величина - 0.01- 0.02g, поэтому исследовать невесомость в таких условиях нельзя. Может быть, для исследования невесомости целесообразнее выводить малые спутники. Здесь надо смотреть, что важно и что неважно. Появление перегрузки, хотя и очень небольшой, открывает весьма заманчивые перспективы для туристского бизнеса в космосе, в частности, строительства на орбитах туристических гостиниц, в которых присутствовала бы и экзотика, и бытовые условия были бы облегчены.



Вопрос: (Бордюков М.М., ЦНИИ-4): Если на концевом блоке откажет полностью система управления, сколько времени продержится система без управления?
Ответ: Предварительные результаты расчетов показывают, что т.к. основное положение, которое мы рассматриваем, - маятник сверху, - то практически неограниченно. В нижнем расположении можно рассчитывать на несколько месяцев неуправляемого полета.


Задайте вопрос автору доклада

Ваше имя:
Ваш вопрос:



Наверх