Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-350.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Feb 3 01:36:59 2013 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п |
'Меркурий' | |
---|---|
|
|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,03 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объем | 1,7 м? |
длительность полета | 1 сутки |
ракеты-носители | 'Редстоун' 'Атлас D' |
Меркурий первая пилотируемая космическая программа США. Также название серии космических кораблей, использовавшихся в этой программе.
Генеральный конструктор корабля Max Faget. Разработчик и производитель McDonnell Aircraft Corporation. Начало разработки январь 1959 г.
Корабль 'Меркурий' одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Материал кабины титаново-никелевый сплав. Объем кабины 1.7м3. Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре все время полета. Атмосфера кабины чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы. Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления. Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения. На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для маневра с изменением параметров орбиты; оснащен системой реактивного управления для разворота по трем осям и тормозной двигательной установкой. Управление ориентацией корабля на орбите автоматическое и ручное. После выдачи тормозного импульса тормозная двигательная установка, закрепленная на трех металлических лентах, сбрасывается. Вход в атмосферу осуществляется по баллистической траектории с пиковыми перегрузками до 8g. Тепловые нагрузки воспринимаются абляционной теплозащитой на днище аппарата. Ввод тормозного парашюта происходит на высоте 7 км, основного на высоте 3 км. Вслед за этим наполняется надувной баллон-амортизатор на днище капсулы. Приводнение происходит с вертикальной скоростью порядка 9 м/с. После приводнения капсула сохраняет вертикальное положение.
Существенной особенностью корабля 'Меркурий' является широкое использование резервного ручного управления: так, важнейшие команды управления кораблем могли быть выданы непосредственно астронавтом.
Для полетов по программе 'Меркурий' был создан первый отряд астронавтов НАСА. Выполнено шесть пилотируемых полетов.Суммарное время пилотируемых полетов по программе составило более двух суток.
Из-за малой грузоподъемности ракет-носителей 'Редстоун' и 'Атлас' масса и габариты кабины пилотируемой капсулы 'Меркурий' были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям 'Восток'. Тем не менее, в ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико-биологический опыт, использованный в программах 'Джемини' и 'Аполлон'.
Шимпанзе: Хэм, Энос, Минни
5 мая 1961 года.
Суборбитальный полет. Пилот: Алан Шепард. Ракета-носитель: 'Редстоун'. Продолжительность полета: 15 мин, достигнутая высота: 186 км, дальность полета: 486 км, скорость: 2294 м/сек.
Первый астронавт США в космосе. Впервые продемонстрировано ручное управление осевой ориентацией космического корабля в невесомости. Программа полета выполнена успешно.
21 июля 1961 года.
Суборбитальный полет. Пилот: Вирджил Гриссом. Ракета-носитель: 'Редстоун'. Продолжительность полета: 15 мин, достигнутая высота: 190 км, дальность полета: 487 км, скорость 2315 м/с.
Второй суборбитальный полет по программе 'Меркюри-Редстоун'. Программа полета выполнена. После успешного приводнения произошел нештатный отстрел люка капсулы, и капсула начала заполняться водой. Пилот был спасен, но капсула затонула на глубине 5 км и была поднята только в 1999 году.
20 февраля 1962 года.
Пилот: Джон Гленн. Ракета-носитель: 'Атлас D'. Продолжительность полета: 4 ч. 43 мин.
Первый орбитальный космический полет, совершенный гражданином США. Первое приземление человека в кабине космического аппарата после орбитального полета. Программа полета выполнена. Из-за ошибочных показаний датчика было решено не производить отстрел отработавших тормозных двигателей.
24 мая 1962 года.
Пилот: Скотт Карпентер. Ракета-носитель: 'Атлас D'. Продолжительность полета: 4 ч. 56 мин.
Программа полета в целом выполнена. В результате ошибок и несанкционированных действий пилота было перерасходовано топливо двигателей ориентации. Так, к концу второго витка резерв топлива составлял 42% в баках ручной орентации и 45% в баках автоматической ориентации. Это привело к тому, что корабль приводнился в 402 км от намеченного района посадки.
3 октября 1962 года.
Пилот: Уолтер Ширра. Ракета-носитель: 'Атлас D'. Продолжительность полета: 9 ч. 13 мин.
Программа полета полностью выполнена. Астронавт успешно продемонстрировал ручное управление ориентацией корабля. Среди прочих экспериментов, в программу входили наблюдения источников света высокой интенсивности на поверхности Земли: в момент прохождения корабля над полигоном Вумера в Австралии производились запуски осветительных ракет, а в момент пролета над Дурбаном включался дуговой прожектор. Оба источника света не удалось пронаблюдать из-за облачности.
15 мая 1963 года.
Пилот: Гордон Купер. Ракета-носитель: 'Атлас D'. Продолжительность полета: 34 ч. 20 мин.
Программа полета выполнена. На третьем витке Купер начал выполнение эксперимента по оптическому наблюдению отделенной от корабля мишени- сферы диаметром 150 мм, оснащенной проблесковыми лампами. Следующий эксперимент предусматривал отделение от корабля надувной сферы диаметром 76 см на нейлоновом фале длиной 30 м для измерения атмосферного торможения в перигее и апогее, но провести его не удалось-сфера не вышла из контейнера. К концу длительного полета обнаружилось несколько неисправностей в системах корабля, в частности отказала система автоматической ориентации, но пилот успешно сориентировал корабль на торможение и произвел сход с орбиты в ручном режиме. Спускаемый аппарат успешно приводнился в шести километрах от главного корабля поисковой группы авианосца USS Kearsarge.
31 января 1961 года.
Суборбитальный полет. Шимпанзе Хэм. Ракета-носитель: 'Редстоун'. Достигнутая высота: 251 км.
29 ноября 1961 года.
Орбитальный полет. Шимпанзе Энос. Ракета-носитель: 'Атлас D'. Длительность полета: 2 витка.