Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-348.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Thu Feb 27 21:14:48 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р р п п р п
Восток (космическая программа) / Космический портал "Космопорт"

Восток (космическая программа)

Копия 'Р-7' на территории ВДНХ в Москве

советская космическая программа серии одноместных пилотируемых космических кораблей для полетов по околоземной орбите.

История

Весной 1957 года Сергей Павлович Королев в рамках своего ОКБ организовал специальный отдел ? 9, предназначенный для проведения работ по созданию первых искусственных спутников Земли. Отдел возглавил соратник Королева Михаил Клавдиевич Тихонравов. Вскоре, параллельно с разработкой искусственных спутников, в отделе начали выполняться исследования по вопросу создания пилотируемого корабля-спутника. Ракетой-носителем должна была стать королевская 'Р-7'. Расчеты показывали, что она, оснащенная третьей ступенью, могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 5 тонн.

Работа по созданию пилотируемого корабля требовала глубокого изучения таких новых областей, как спуск в атмосфере, создание надежной теплозащиты, гиперзвуковая аэродинамика и т. п. На ранней стадии эти вопросы были рассмотрены математиками Академии наук. В частности, было отмечено, что результатом баллистического спуска с орбиты может стать десятикратная перегрузка.

С сентября 1957 по январь 1958 года в отделе Тихонравова исследовались условия нагрева, поверхностные температуры, теплозащитные материалы. Последовательно изучалось поведение в гиперзвуковом потоке большого числа разнообразных аэродинамических форм с аэродинамическим качеством от нуля до нескольких единиц. Параметрические расчеты траектории выполнялись при помощи электромеханической вычислительной машины БЭСМ-1.

Было обнаружено, что равновесная температура крылатого космического корабля, обладающего наивысшим аэродинамическим качеством, превышает возможности тепловой устойчивости доступных к тому времени сплавов. Кроме того, использование крылатых вариантов конструкции приводило к снижению величины полезной нагрузки. Это послужило причинами отказа от рассмотрения крылатых вариантов. Основные выводы по возможной конструкции аппарата были следующими:

  • аэродинамическое качество должно было находится в диапазоне 0,5-0,6 для создания небольшой подъемной силы и снижения действующих при баллистическом спуске перегрузок, до допустимого для человеческого организма уровня;
  • предпочтительной формой являлся конус со скругленным носом и сферическим основанием с максимальным около 2 м;
  • наиболее приемлемым способом возвращения человека было его катапультирование на высоте нескольких километров и дальнейший спуск на парашюте. Отдельное спасение спускаемого аппарата при этом можно было не проводить.

В ходе медицинских исследований, проведенных в апреле 1958 года, испытания летчиков на центрифуге показали, что при определенном положении тела человек способен переносить перегрузки до 10 G без серьезных последствий для своего здоровья. Это предопределило выбор сферической формы спускаемого аппарата для первого пилотируемого корабля и позволило ускорить дальнейшую работу за счет отказа от рассмотрения более сложных вариантов. Детальная проработка предварительного проекта, завершилась в середине августа 1958 года выпуском специального отчета.

Сферическая форма спускаемого аппарата, являющаяся простейшей и наиболее изученной симметричной формой, являлась результатом выбора баллистической концепции возвращения с орбиты. Ее значительным плюсом было то, что сфера обладает стабильными аэродинамическими свойствами при любых возможных скоростях и углах атаки. Смещение центра масс в кормовую часть сферического аппарата позволяло обеспечить его правильную ориентацию во время баллистического спуска.

Подготовка конструкторской документации была начата осенью 1958 года. Первый корабль первой модификации Восток-1КА отправился в полет в мае 1960 года. Позже была создана и отработана модификация Востк-3КА, полностью готовая к пилотируемым полетам.

Реализация

Первый корабль Восток-1К отправился в автоматический полет в мае 1960 года. Позже была создана и отработана модификация Востк-3КА, полностью готовая к пилотируемым полетам.

Помимо одной аварии ракеты-носителя на старте, по программе было запущено шесть беспилотных аппаратов, а в дальнейшем еще шесть пилотируемых космических кораблей.

На кораблях программы осуществлены первые в мире пилотируемый космический полет, суточный полет, групповые полеты двух кораблейи полет женщины-космонавта.

В первых планах рассматривалась возможность модификации корабля для отработки стыковки в полете 'Востока-7' и даже для полета вокруг Луны с использованием отдельно выводимых и пристыкованных ракетных блоков.

Детально планировались, но были отменены вместе с программой в феврале 1964 года несколько нереализованных полетов:

  • 'Восток-7' - 8-дневный полет на высокой орбите для радиационно-билогических и прочих исследований с естественным сходом с орбиты
  • 'Восток-8' - парный 'Востоку-9' 10-дневный полет на высокой орбите для различных исследований с естественным сходом с орбиты
  • 'Восток-9' - парный 'Востоку-8' 10-дневный полет на высокой орбите для различных исследований с естественным сходом с орбиты
  • 'Восток-10' - 10-дневный маневрирующий полет на высокой орбите для различных исследований с естественным сходом с орбиты
  • 'Восток-11' - полет с созданием искусственной гравитации
  • 'Восток-12' - полет с выходом в открытый космос
  • 'Восток-13' - 10-дневный полет на высокой орбите для различных исследований с естественным сходом с орбиты