Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-332.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Feb 25 12:11:59 2013
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: eridanus
Аполлон-8 / Космический портал "Космопорт"

Аполлон-8

пилотируемый космический корабль серии Аполлон, который впервые доставил людей на орбиту другого космического тела — Луны.

Экипаж

  • Командир — Фрэнк Борман
  • Пилот командного модуля — Джеймс Ловелл
  • Пилот лунного модуля — Уильям Андерс

Борман и Ловелл были астронавтами с опытом программы Джемини, в числе прочего, они летали вместе на Джемини-7. Андерс был новичком. Изначально, в экипаж входил Майкл Коллинз, однако в последний момент он, по медицинским соображениям, был заменен Ловеллом.

Общие сведения

Корабль включал в себя только основной блок в составе: командный отсек и служебный отсек. Вместо лунного модуля был установлен макет. Для запуска использовалась ракета Сатурн-5. Это был первый экземпляр ракеты, использовавшийся для запуска пилотируемого корабля.

Цель полета — комплексные испытания основного блока с выводом на селеноцентрическую орбиту.

Полет обеспечивал США приоритет в достижении орбиты Луны пилотируемым кораблем. Это был серьезный рывок вперед в 'лунной гонке'.

Задачи полета

Предусматривали летные испытания модифицированной ракеты-носителя, проверку способности третьей ступени ракеты-носителя обеспечить перевод корабля с геоцентрической орбиты на траекторию полета к Луне, испытание узлов и агрегатов командного модуля в условиях полета к Луне, телевизионные передачи с борта, фотографирование поверхности Луны.

Старт

Предстартовая подготовка и старт корабля прошли без серьезных осложнений. Корабль 'Аполлон-8' стартовал 21 декабря 1968 г. в 12 часов 51 минуту по Гринвичу на 65 мсек. позже расчетного времени. Корабль вышел на геоцентрическую орбиту близкую к расчетной.

Полет к Луне

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту наземные службы и экипаж в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем и убедились в их исправности.

Третья ступень РН Сатурн-5 с установленным макетом лунного модуля, сфотографированная экипажем 'Аполлона-8'

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 50 минут 31 секунду полетного времени и проработал 317 секунд. Факел двигателя визуально наблюдали на Гавайских островах.

После выхода на траекторию полета к Луне Борман развернул ступень с кораблем так, чтобы корабль был обращен передней частью к Солнцу, что обеспечивало необходимое освещение при предстоящем фотографировании. В 3 часа 21 минуту полетного времени корабль отделился от ступени, развернулся на 180 градусов и в течение некоторого времени совершал с ней групповой полет. Астронавты фотографировали ступень и установленный на ней макет лунного модуля.

Одно из первых полных фотографических изображений планеты Земля, автором которого является человек. Предположительно — Уильям Андерс

Завершив групповой полет, астронавты включили вспомогательные двигатели корабля для обеспечения удаления от ступени. Затем были произведены слив остатка кислорода через двигатель ступени и включение ее вспомогательных двигателей. В результате было обеспечено расчетное приращение скорости, однако вследствие недостаточно точного контроля ориентации, ступень сблизилась с кораблем и следовала за ним на расстоянии примерно трехсот метров. Руководители полета сочли это опасным, и в результате в 4 часа 45 минут полетного времени было произведено не предусмотренное первоначальной программой полета включение вспомогательных двигателей корабля для его отвода от последней ступени ракеты-носителя на безопасное расстояние.

На одиннадцатом часу полетного времени и на расстоянии примерно 96 000 км от Земли была произведена первая коррекция траектории полета.

Примерно на девятнадцатом часу полета Борман почувствовал тошноту и боль в желудке. Некоторое недомогание испытывали и другие члены экипажа. Приняв по таблетке против укачивания и таблетке закрепляющего средства, астронавты почувствовали себя лучше.

На тридцать втором часу полета, когда корабль находился на расстоянии 255 000 км от Земли, начался первый сеанс телевизионной передачи с борта. Качество изображения при съемках кабины и астронавтов было удовлетворительным, при съемке Земли телеобъективом — неудовлетворительным. Во время второго сеанса качество удалось улучшить путем подбора фильтров. Была показана Земля с расстояния примерно 330 000 км.

В 55 часов 38 минут после начала полета корабль вышел из поля тяготения Земли и вошел в поле тяготения Луны. На шестьдесят втором часу полета была произведена вторая и последняя коррекция траектории на трассе 'Земля — Луна'.

Переход на лунную орбиту, лунный орбитальный полет и старт на траекторию полета к Земле

Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в 68 часов 04 минуты полетного времени. Примерно через час корабль зашел за Луну, на расстоянии примерно 126 км от нее был включен основной двигатель, который проработал 246,5 сек. и перевел корабль на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 113 км, высотой апоселения 312 км и периодом обращения 2 часа 10 минут. Пульс Бормана в период работы двигателя поднялся до 130 ударов в минуту.

Лунная поверхность, сфотографированная экипажем 'Аполлона-8'. На переднем плане кратер Гоклений диаметром примерно 60 км.
Восход Земли над лунным горизонтом, сфотографированный экипажем 'Аполлона-8'. Это изображение, вместе с начальными словами Быт.1:1 воспроизведено на почтовой марке, выпущенной в США в честь полета.

В период обращения по эллиптической орбите астронавты производили фотографирование поверхности Луны, вели визуальные наблюдения и осуществляли навигационные эксперименты.

На семьдесят втором часу полета был проведен третий телевизионный сеанс. Астронавты показывали Луну.

В 73 часа 35 минут, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты произвели включение основного двигателя корабля, который проработал 9 секунд и перевел корабль на почти круговую орбиту с высотой периселения 112,1 км, высотой апоселения 112,7 км и периодом обращения примерно 2 часа.

Во время полета по круговой орбите астронавты продолжали съемку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа.

В 85 часов 40 минут полетного времени был проведен четвертый телевизионный сеанс. В связи с большим интересом, проявлявшимся к этому сеансу, он продолжался двадцать пять минут вместо запланированных двадцати. Астронавты показывали Луну, сопровождая показ комментариями. Затем Борман сказал, что у них есть послание для всех жителей Земли. Члены экипажа, по очереди, прочли отрывок из первой главы Библии Быт.1:1-10, затем Борман, завершая сеанс, произнес: 'От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех Вас там, на прекрасной Земле', после чего корабль в последний раз зашел за Луну.

На десятом витке, в период отсутствия радиоконтакта, в 89 часов 19 минут полетного времени был включен основной двигатель для обеспечения перехода на траекторию полета к Земле.

Возобновление связи произошло на шесть минут позже расчетного времени, что создало большую напряженность в центре управления полетом.

После восстановления радиоконтакта, в связи с наступающим Рождеством, Борман шутя заявил: 'Пожалуйста, имейте в ввиду, что здесь присутствует Санта Клаус', на что находящийся на связи астронавт Томас Маттингли ответил: 'Ну, Вам, без всякого сомнения, виднее:'.

Возвращение на Землю

На трассе 'Луна — Земля' астронавты много времени отдыхали: сказывалось нервное напряжение и переутомление. Андерс заснул на 45 минут во время своего дежурства.

На траектории полета к Земле была проведена всего одна коррекция — на сто пятом часу полета, когда корабль находился на расстоянии 310 000 км от Земли. Вскоре после этого был проведен пятый телевизионный сеанс. Астронавты показывали Землю, а также оборудование кабины, сопровождая показ комментариями.

На сто двадцать восьмом часу полета был проведен последний сеанс телевизионной передачи с борта. Астронавты показывали Землю с расстояния примерно 180 000 км. Общая продолжительность телевизионных сеансов составила примерно 2 часа.

Отсек экипажа корабля 'Аполлон-8' на палубе авианосца 'Йорктаун'.

В 146 часов 31 минуту полетного времени произошло отделение отсека экипажа от двигательного отсека командного модуля, и последний с помощью вспомогательных двигателей был отведен от отсека экипажа, после чего отсек экипажа вошел в атмосферу.

Пропадание радиосигнала продолжалось 6 минут. Тормозные парашюты раскрылись в 146 часов 54 минуты полетного времени.

Приводнение отсека экипажа произошло в точке с координатами 4.933333, -165.254њ56? с. ш. 165њ15? з. д.? / ?4.933333њ с. ш. 165.25њ з. д.   в пяти км от авианосца 'Йорктаун'. Полет продолжался 147 часов 00 минут 11 секунд.

При приводнении отсек экипажа перевернулся днищем вверх, но с помощью надувных баллонов-поплавков был быстро установлен в расчетное положение. Вертолет достиг отсека почти немедленно после приводнения и завис над ним, освещая его прожектором. Спасательные операции начались только с рассветом, то есть примерно через 35 минут после посадки.

Астронавты открыли люк, были подняты на борт вертолета и доставлены на авианосец через 1 час 16 минут после приводнения. Отсек экипажа также был поднят на борт авианосца.

Итоги полета

NASA объявило об исключительном успехе полета. Основными достижениями считаются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля корабля совершать сложные космические полеты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей; демонстрация безопасности для экипажа таких полетов; получение большого количества важной информации и резкое увеличение популярности космической программы в США и за границей.

Источник

  • Программа 'Аполлон'. Часть II. Обзор по материалам открытой иностранной печати. Составитель: Гольдовский Д. Ю. ГОНТИ-1. Июль 1971. Тираж 650 экз. Экз.? 0016