Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-332.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Feb 25 12:11:59 2013 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: eridanus |
пилотируемый космический корабль серии Аполлон, который впервые доставил людей на орбиту другого космического тела Луны.
Борман и Ловелл были астронавтами с опытом программы Джемини, в числе прочего, они летали вместе на Джемини-7. Андерс был новичком. Изначально, в экипаж входил Майкл Коллинз, однако в последний момент он, по медицинским соображениям, был заменен Ловеллом.
Корабль включал в себя только основной блок в составе: командный отсек и служебный отсек. Вместо лунного модуля был установлен макет. Для запуска использовалась ракета Сатурн-5. Это был первый экземпляр ракеты, использовавшийся для запуска пилотируемого корабля.
Цель полета комплексные испытания основного блока с выводом на селеноцентрическую орбиту.
Полет обеспечивал США приоритет в достижении орбиты Луны пилотируемым кораблем. Это был серьезный рывок вперед в 'лунной гонке'.
Предусматривали летные испытания модифицированной ракеты-носителя, проверку способности третьей ступени ракеты-носителя обеспечить перевод корабля с геоцентрической орбиты на траекторию полета к Луне, испытание узлов и агрегатов командного модуля в условиях полета к Луне, телевизионные передачи с борта, фотографирование поверхности Луны.
Предстартовая подготовка и старт корабля прошли без серьезных осложнений. Корабль 'Аполлон-8' стартовал 21 декабря 1968 г. в 12 часов 51 минуту по Гринвичу на 65 мсек. позже расчетного времени. Корабль вышел на геоцентрическую орбиту близкую к расчетной.
После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту наземные службы и экипаж в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем и убедились в их исправности.
Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 50 минут 31 секунду полетного времени и проработал 317 секунд. Факел двигателя визуально наблюдали на Гавайских островах.
После выхода на траекторию полета к Луне Борман развернул ступень с кораблем так, чтобы корабль был обращен передней частью к Солнцу, что обеспечивало необходимое освещение при предстоящем фотографировании. В 3 часа 21 минуту полетного времени корабль отделился от ступени, развернулся на 180 градусов и в течение некоторого времени совершал с ней групповой полет. Астронавты фотографировали ступень и установленный на ней макет лунного модуля.
Завершив групповой полет, астронавты включили вспомогательные двигатели корабля для обеспечения удаления от ступени. Затем были произведены слив остатка кислорода через двигатель ступени и включение ее вспомогательных двигателей. В результате было обеспечено расчетное приращение скорости, однако вследствие недостаточно точного контроля ориентации, ступень сблизилась с кораблем и следовала за ним на расстоянии примерно трехсот метров. Руководители полета сочли это опасным, и в результате в 4 часа 45 минут полетного времени было произведено не предусмотренное первоначальной программой полета включение вспомогательных двигателей корабля для его отвода от последней ступени ракеты-носителя на безопасное расстояние.
На одиннадцатом часу полетного времени и на расстоянии примерно 96 000 км от Земли была произведена первая коррекция траектории полета.
Примерно на девятнадцатом часу полета Борман почувствовал тошноту и боль в желудке. Некоторое недомогание испытывали и другие члены экипажа. Приняв по таблетке против укачивания и таблетке закрепляющего средства, астронавты почувствовали себя лучше.
На тридцать втором часу полета, когда корабль находился на расстоянии 255 000 км от Земли, начался первый сеанс телевизионной передачи с борта. Качество изображения при съемках кабины и астронавтов было удовлетворительным, при съемке Земли телеобъективом неудовлетворительным. Во время второго сеанса качество удалось улучшить путем подбора фильтров. Была показана Земля с расстояния примерно 330 000 км.
В 55 часов 38 минут после начала полета корабль вышел из поля тяготения Земли и вошел в поле тяготения Луны. На шестьдесят втором часу полета была произведена вторая и последняя коррекция траектории на трассе 'Земля Луна'.
Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в 68 часов 04 минуты полетного времени. Примерно через час корабль зашел за Луну, на расстоянии примерно 126 км от нее был включен основной двигатель, который проработал 246,5 сек. и перевел корабль на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 113 км, высотой апоселения 312 км и периодом обращения 2 часа 10 минут. Пульс Бормана в период работы двигателя поднялся до 130 ударов в минуту.
В период обращения по эллиптической орбите астронавты производили фотографирование поверхности Луны, вели визуальные наблюдения и осуществляли навигационные эксперименты.
На семьдесят втором часу полета был проведен третий телевизионный сеанс. Астронавты показывали Луну.
В 73 часа 35 минут, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты произвели включение основного двигателя корабля, который проработал 9 секунд и перевел корабль на почти круговую орбиту с высотой периселения 112,1 км, высотой апоселения 112,7 км и периодом обращения примерно 2 часа.
Во время полета по круговой орбите астронавты продолжали съемку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа.
В 85 часов 40 минут полетного времени был проведен четвертый телевизионный сеанс. В связи с большим интересом, проявлявшимся к этому сеансу, он продолжался двадцать пять минут вместо запланированных двадцати. Астронавты показывали Луну, сопровождая показ комментариями. Затем Борман сказал, что у них есть послание для всех жителей Земли. Члены экипажа, по очереди, прочли отрывок из первой главы Библии Быт.1:1-10, затем Борман, завершая сеанс, произнес: 'От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех Вас там, на прекрасной Земле', после чего корабль в последний раз зашел за Луну.
На десятом витке, в период отсутствия радиоконтакта, в 89 часов 19 минут полетного времени был включен основной двигатель для обеспечения перехода на траекторию полета к Земле.
Возобновление связи произошло на шесть минут позже расчетного времени, что создало большую напряженность в центре управления полетом.
После восстановления радиоконтакта, в связи с наступающим Рождеством, Борман шутя заявил: 'Пожалуйста, имейте в ввиду, что здесь присутствует Санта Клаус', на что находящийся на связи астронавт Томас Маттингли ответил: 'Ну, Вам, без всякого сомнения, виднее:'.
На трассе 'Луна Земля' астронавты много времени отдыхали: сказывалось нервное напряжение и переутомление. Андерс заснул на 45 минут во время своего дежурства.
На траектории полета к Земле была проведена всего одна коррекция на сто пятом часу полета, когда корабль находился на расстоянии 310 000 км от Земли. Вскоре после этого был проведен пятый телевизионный сеанс. Астронавты показывали Землю, а также оборудование кабины, сопровождая показ комментариями.
На сто двадцать восьмом часу полета был проведен последний сеанс телевизионной передачи с борта. Астронавты показывали Землю с расстояния примерно 180 000 км. Общая продолжительность телевизионных сеансов составила примерно 2 часа.
В 146 часов 31 минуту полетного времени произошло отделение отсека экипажа от двигательного отсека командного модуля, и последний с помощью вспомогательных двигателей был отведен от отсека экипажа, после чего отсек экипажа вошел в атмосферу.
Пропадание радиосигнала продолжалось 6 минут. Тормозные парашюты раскрылись в 146 часов 54 минуты полетного времени.
Приводнение отсека экипажа произошло в точке с координатами 4.933333, -165.254њ56? с. ш. 165њ15? з. д.? / ?4.933333њ с. ш. 165.25њ з. д. в пяти км от авианосца 'Йорктаун'. Полет продолжался 147 часов 00 минут 11 секунд.
При приводнении отсек экипажа перевернулся днищем вверх, но с помощью надувных баллонов-поплавков был быстро установлен в расчетное положение. Вертолет достиг отсека почти немедленно после приводнения и завис над ним, освещая его прожектором. Спасательные операции начались только с рассветом, то есть примерно через 35 минут после посадки.
Астронавты открыли люк, были подняты на борт вертолета и доставлены на авианосец через 1 час 16 минут после приводнения. Отсек экипажа также был поднят на борт авианосца.
NASA объявило об исключительном успехе полета. Основными достижениями считаются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля корабля совершать сложные космические полеты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей; демонстрация безопасности для экипажа таких полетов; получение большого количества важной информации и резкое увеличение популярности космической программы в США и за границей.