Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-31.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:24:43 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п
Аполлон-14 / Космический портал "Космопорт"

Аполлон-14

'Аполлон-14' — пилотируемый космический корабль, на котором была осуществлена третья высадка людей на Луну.

Экипаж

  • Командир — Алан Шепард
  • Пилот командного модуля — Стюарт Руса
  • Пилот лунного модуля — Эдгар Митчелл

Алан Шепард был наиболее возрастным человеком на то время, выполнявшим космический полет. Экипаж в целом имел минимальный полетный опыт. Митчел и Руса совершали первый полет. Шепард не был новичком, однако он налетал только 15 минут в суборбитальном полете по программе 'Меркурий'. По программе Джемини он не летал из-за медицинских проблем, связанных с болезнью уха, которая позже была успешно излечена хирургическим путем.

Общие сведения

Корабль включал в себя командный модуль и лунный модуль. Для командного модуля астронавты выбрали позывной 'Китти Хок', для лунного модуля — 'Антарес'.
Вес корабля: 44,5 тонны. Для запуска использовалась ракета 'Сатурн-5'.
Миссии предстояло вернуть доверие к программе 'Аполлон' после аварии 'Аполлона-13'.

Задачи полета

Цель полета — высадка на Луне с проведением исследований по более широкой программе, чем при полете корабля 'Аполлон-12'. Предусматривались посадка на Луну в районе кратера Фра Мауро, отработка техники посадки лунного модуля в пересеченном материковом районе Луны, сбор образцов лунного грунта, фотографирование и киносъемка на поверхности Луны, установка на Луне научных приборов, исследование локальных магнитных полей с помощью портативного магнитометра, фотографирование поверхности Луны с селеноцентрической орбиты, падение на Луну последней ступени ракеты-носителя и использованной взлетной ступени лунного модуля, некоторые другие задачи.
Программа полета была выполнена полностью.

Предстартовая подготовка и старт

Ракета-носитель с кораблем была вывезена на стартовую площадку 9 ноября 1970 года. В декабре 1970 года были обнаружены неполадки в бортовом компьютере отсека экипажа и в одном из переключателей, а также трещина в сварном шве кислородного бачка. Эти неполадки были устранены, и подготовка возобновилась.
В ходе имитации запуска в середине января отказала автоматическая система контроля заправки третьей ступени ракеты-носителя жидким кислородом. Через четыре с половиной часа заправка возобновилась с использованием ручной системы контроля и далее проходила нормально. В Центре управления запуском среди почетных гостей присутствовал вице-президент США Спиро Агню и несколько министров. На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдали около 500 тысяч человек.
Примерно за восемь минут до запланированного времени старта подготовку к нему прекратили до улучшения метеорологических условий.
Корабль 'Аполлон-14' стартовал 31 января 1971 года в 21 час 03 минуты GMT на 40 минут позже расчетного времени.
Ракета-носитель вывела корабль на геоцентрическую орбиту, близкую к расчетной.

Второй старт и полет к Луне

На третьем часу полета двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен вторично и вывел ступень с кораблем на траекторию полета к Луне.
В начале четвертого часа полета начались операции по перестроению отсеков. При предыдущих полетах кораблей серии 'Аполлон' эти операции обычно занимали около двадцати пяти минут, а при полете корабля 'Аполлон-14' потребовали два часа. Стыковка командного модуля с лунным модулем, находившимся на последней ступени ракеты-носителя, удалась только с шестой попытки. Первая попытка была произведена в 3 часа 14 минут полетного времени. Головная часть стыковочного штыря попала в приемный конус, однако в отверстие не прошла. Пилот командного модуля Руса отвел основной блок и на стенке приемного конуса увидел царапины от защелок, что показывало, что они не утапливались. Руса произвел еще четыре попытки стыковки, но безуспешно. Стыковку необходимо было провести в течение восемнадцати часов. На это время рассчитан ресурс батарей на последней ступени ракеты-носителя, обеспечивающих питание системы стабилизации ступени. Если бы стыковка не удалась, то вторая подряд лунная экспедиция окончилась бы неудачей, что могло неблагоприятным образом отразиться на программе пилотируемых полетов США в целом.
Шепард предложил разгерметизировать отсек экипажа, открыть люк и вылезти в туннель-лаз для осмотра головной части стыковочного штыря, однако экипажу порекомендовали провести еще одну попытку стыковки, но при этом втянуть стыковочный штырь и обеспечить непосредственный контакт корпусов командного модуля и лунного модуля. Стыковка с соблюдением такой процедуры увенчалась успехом.
После осуществления стыковки, астронавты демонтировали стыковочный штырь и внесли его в кабину для осмотра, также продемонстрировав штырь по телевидению наземным специалистам. Осмотр показал, что защелки штыря работают нормально, и наблюдавшиеся неполадки повториться не должны. Если бы при стыковке стартовавшей с Луны взлетной ступени лунного модуля произошла такая же неполадка, то стыковка путем непосредственного контакта корпусов была бы невозможна, и астронавтам пришлось бы совершать аварийный и весьма опасный переход через открытый космос.
Специалисты посчитали, что утапливание защелок при первых пяти попытках стыковки мешало попавшее в них какое-то инородное тело, которое перед шестой попыткой стыковки выпало. Повторное возникновение таких неполадок посчитали исключенным, и на двадцать пятом часу полета его руководители официально заявили, что состояние стыковочного штыря не препятствует посадке на Луну.
На третьих сутках полета была проведена коррекция траектории и плановая проверка бортовых систем лунного модуля.
Во время телевизионного сеанса Шепард предложил еще раз продемонстрировать стыковочный штырь, поскольку астронавтов не оставляло беспокойство, что при стыковке на селеноцентрической орбите могут снова возникнуть неполадки. Руководители полета заявили, что повторно демонтировать штырь нет необходимости.
На четвертые сутки полета обработка телеметрической информации показала, что одна из батарей на взлетной ступени лунной кабины обеспечивала напряжение меньше номинального. Астронавты перешли в лунную кабину для проверки батареи, поскольку дальнейшего падения напряжения не произошло, было сделано заключение, что неисправен один из элементов батареи. Руководители полета приняли решение не отказываться от посадки на Луну, если дальнейшего падения напряжения не произойдет.
На восемьдесят третьем часу полета корабль вышел на начальную селеноцентрическую орбиту, близкую к расчетной. В конце этого же часа произошло падение на Луну последней ступени ракеты-носителя. Падение зарегистрировал сейсмометр, установленный экипажем корабля 'Аполлон-12', было проведено глубинное зондирование Луны.

Посадка на Луну

Шепард и Митчелл перешли в лунную кабину примерно за четыре часа до расстыковки лунного модуля с командным.
Расстыковка произошла на сто четвертом часу полета.
За полтора часа до расчетного включения двигателя посадочной ступени на торможение для обеспечения посадки на Луну, очередная проверка показала, что в бортовой компьютер введена программа аварийного прекращения посадки и возвращения к командному модулю. Это произошло вследствие короткого замыкания в тумблере, которым эта программа вводится в компьютер. Отработка программы аварийного прекращения посадки началась бы через двадцать шесть секунд после включения двигателя даже при нормальном протекании полета. Одним из наземных специалистов была срочно разработана подпрограмма, которая должна была предотвратить автоматическую отработку программы аварийного возвращения. Если бы на участке торможения сложились условия, требующие аварийного возвращения к командному модулю, астронавты вручную могли обеспечить отработку соответствующей программы. Подпрограмма была введена астронавтами в бортовой компьютер, проведенные испытания показали ее эффективность. Испытания завершились всего за десять минут до расчетного момента включения двигателя.
Двигатель посадочной ступени лунного модуля был включен в 108 часов 42 минуты 29 секунд полетного времени.
В течение первых двадцати шести секунд полета лунного модуля Шепард вручную поддерживал тягу двигателя на уровне около 10 %, а затем перевел его в режим максимальной тяги, после чего началась отработка штатной автоматической программы посадки.
На высоте около 10 км радиолокатор должен был произвести захват поверхности Луны, однако захвата не произошло. Если бы его не произошло до достижения высоты 3 км, от посадки, согласно инструкции, пришлось бы отказаться. Митчелл несколько раз выключил и включил локатор и, когда высота составляла 8 км, захват произошел.
Спуск в автоматическом режиме был рассчитан на 11 минут 32 секунды, фактически он продолжался 12 минут 44 секунды, поскольку Шепард на некоторое время перевел лунный модуль в режим зависания для выбора подходящей площадки на весьма пересеченной местности.
Посадка на Луну произошла 5 февраля 1971 года в 9 часов 18 минут 11 секунд GMT. Бортовое время посадки 108 часов 55 минуты 13 секунды. Лунный модуль опустился на площадку с уклоном восемь градусов.
По заявлению Шепарда, ровных площадок на участке посадки не было вообще.

Пребывание на Луне

После посадки астронавты в течение нескольких минут находились в готовности совершить аварийный старт с Луны. Поскольку обстановка аварийного старта не требовала, астронавты получили разрешение Центра управления и начали готовится к своему первому выходу на Луну.
Первым на поверхность Луны в бортовое время 114 часов 31 минут спустился Шепард. При этом он произнес: 'Это был долгий путь, но вот мы здесь'. Менее чем через пять минут на поверхность спустился Митчелл. Астронавты осмотрели участок посадки. Были видны следы вымывания грунта под воздействием факела двигателя посадочной ступени лунной кабины.

Шепард у флага на проволочном каркасе.
Видны тени от лунного модуля и развернутой антенны.
Красные полосы на скафандре и шлеме указывают на командира экипажа. Эти полосы решили нанести, так как на части снимков экипажа 'Аполлона-12' не всегда можно было идентифицировать находящегося в кадре: астронавты не всегда могли вспомнить, кто из них производил фотографирование, случайно закрывали руками таблички с именем и т. п.

Примерно через десять минут Митчелл снял с корпуса посадочной ступени тележку и собрал первые образцы грунта, а Шепард установил телекамеру на штатив в 15 метрах от лунного модуля.
Астронавты разгрузили и установили часть оборудования, затем был установлен флаг.
Митчелл, взяв телекамеру в руки, показал окружающий ландшафт, сопровождая это комментариями.
В 115 часов 49 минут полетного времени астронавтов попросили подойти к флагу, после чего им передали послание президента Никсона.
В 116 часов 27 минут полетного времени, астронавты, предварительно погрузив часть оборудования на тележку, отправились к месту для установки научных приборов. Шепард тянул тележку одной рукой, а другой нес отражатель лазерного излучения. Митчелл нес соединенные штангой два комплекта научного оборудования. В самом начале пути он вынужден был остановится для отдыха, поскольку 'эта штука оказалась тяжелее, чем я думал'.
На сто восемнадцатом часу экспедиции приборы были установлены на грунте, а по поверхности проложен кабель с геофонами. Митчелл прошел вдоль кабеля производя подрывы пиротехнических зарядов. Он произвел 18 попыток, спусковой механизм сработал только 13 раз, но, по утверждению ученых, этого было достаточно для запланированных исследований.
На обратном пути к лунному модулю, астронавты произвели дополнительный сбор лунных образцов.
Первый выход экипажа лунного модуля корабля 'Аполлон-14' на лунную поверхность продолжался 4 часа 45 минут.
Возвратившись в лунный модуль после первого выхода, астронавты произвели подзарядку водой и кислородом автономных ранцевых систем жизнеобеспечения. После приема пищи, сна и еще одного приема пищи астронавты начали готовиться ко второму выходу на поверхность Луны.
При первом выходе в скафандре Митчелла была обнаружена небольшая утечка, поэтому астронавтам приказали проверить этот скафандр особенно тщательно.

Митчелл ориентируется по карте

Находящаяся на штативе телевизионная камера была снова включена в 131 час 52 минуты полетного времени.
Спустя 5 минут на поверхность Луны спустился Шепард, еще через три минуты — Митчелл. Астронавты погрузили необходимое оборудование в тележку и направились к близлежащему кратеру Коун.
Во время первой остановки с помощью трубки-пробоотборника была взята колонка грунта с глубины 45 см. Заглубить трубку на полную длину не удалось, мешали твердые породы.
Сделав по пути еще одну остановку, астронавты достигли кратера Коун и начали восхождение на его склон. Крутизна склона по их оценке достигала 18 градусов. Тележку астронавты не катили, а несли на руках, держа с двух сторон. Между астронавтами возник спор относительно ориентиров. После нескольких остановок для отдыха и ориентирования, астронавты решили, что приближаются к краю кратера, однако это оказался гребень, за которым подъем продолжился, а склон стал заметно круче. Астронавты сообщили, что до края идти еще не менее 30 минут, причем, возможно, они ошибаются в определении своего местоположения. При переговорах было слышно тяжелое дыхание астронавтов. Шепард высказал мнение, что целесообразно начать возвращение, иначе не останется времени на сбор запланированного комплекта образцов. Ученые на Земле согласились с ним, и предложили взять образцы в том месте, где находились астронавты, поскольку эти образцы не должны были существенно отличаться от находившихся на самом краю кратера.
В скафандре Шепарда была зарегистрирована небольшая утечка кислорода.
Астронавтам приказали взять образцы белых камней и немедленно возвращаться к лунному модулю по максимально короткой траектории. По пути были взяты еще несколько проб лунного грунта.
В 135 часов 32 минуты полетного времени астронавты достигли лунного модуля.
Шепард направился к месту, где во время первого выхода были установлены приборы, и проверил положение антенны блока телеметрической аппаратуры, а Митчелл пошел в район нагромождения камней для сбора образцов.
Вернувшись к лунному модулю, астронавты погрузили контейнеры с образцами.
Перед входом в лунный модуль Шепард вынул из кармана скафандра три мяча для игры в гольф и, пользуясь одним из инструментов в качестве клюшки, сделал три удара.
Митчелл метнул, как копье, штангу длиной полтора метра.
Мячи для гольфа Шепард взял с ведома руководителей полета, и они были стерилизованы.
Митчелл вошел в лунный модуль в 136 часов 07 минут полетного времени, Шепард — десять минут спустя.
Выход продолжался 4 часа 29 минут.
Астронавты собрали 23 кг образцов.
На посадочной ступени лунного модуля была смонтирована видеокамера, включаемая по команде с Земли. С ее помощью были сняты астронавты, возвращающиеся от кратера Коун. Однако астронавты забыли извлечь кассету с пленкой из этой камеры, которая осталась на Луне.
После окончания второго выхода, астронавты снова разгерметизировали кабину лунного модуля и открыли люк для выбрасывания ставших ненужными предметов.

Старт с Луны и возвращение на Землю

После еще одного приема пищи и краткого отдыха астронавтов, на сто сорок третьем часу полета состоялся старт с Луны взлетной ступени лунного модуля.
Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны 33 часа 24 минуты.
Стыковка взлетной ступени лунного модуля и командного модуля удалась с первой попытки и была осуществлена на сто сорок пятом часу полета.
Сближение, снятое из командного модуля Стюартом Русой, передавалось по телевидению.
Шепард и Митчелл, после чистки пылесосом скафандров и предметов, переносимых в отсек экипажа, перешли в этот отсек.
В отсек был перенесен стыковочный штырь, с тем, чтобы доставить его на Землю для осмотра. Он был привязан к одному из кресел тросом, который астронавты специально для этой цели не оставили на Луне, как предусматривалось. Этим тросом астронавты должны были связываться в случае трудностей при подъеме по склону кратера Коун.
На сто сорок седьмом часу полета взлетная ступень лунного модуля была сброшена. Затем был включен на торможение двигатель взлетной ступени и она, как и предусматривалось, упала на Луну. Падение произошло в 70 км от места посадки корабля 'Аполлон-14' и в 115 км от места посадки корабля 'Аполлон-12'. Колебания, вызванные падением, регистрировалось сейсмометрами, установленными экипажами этих кораблей, необычно долго — в течение примерно полутора часов. Предполагают, что при падении ступени образовался кратер длиной 20 метров, шириной 2 метра и глубиной 1 метр.
На сто пятидесятом часу полета, во время тридцать пятого витка командного модуля вокруг Луны, был включен основной двигатель, который перевел корабль на траекторию полета к Земле.
На сто семьдесят третьем часу полета начались технологические эксперименты. Одновременно проводился телевизионный сеанс. Шепард во время сеанса сказал несколько слов о значении космических полетов и высказал надежду, что они будут способствовать миру во всем мире.
Митчелл, увлекающийся телепатией провел 'личный' эксперимент, не санкционированный NASA. Он мысленно 'передавал' символы, а его партнер в Чикаго в заранее обусловленное время 'сосредоточился для их приема'.
Отделение отсека экипажа от служебного отсека командного модуля произошло на двести шестнадцатом часу полета.
Отсек экипажа приводнился 9 февраля 1971 года в 21 час 05 минут 04 секунды GMT в 6,4 км от вертолетоносца 'Нью Орлеан'.
Координаты места посадки -27.033333, -172.66666727њ02? ю. ш. 172њ40? з. д.? / ?27.033333њ ю. ш. 172.666667њ з. д.  .
Полет продолжался 216 часов 42 минуты.
На воде отсек экипажа изначально установился в расчетном положении.
Один из трех основных парашютов при приводнении не отделился, и сброшенные с вертолета легкие водолазы перерезали стропы.
Водолазы подвели под отсек понтон, подали астронавтам через люк чистые комбинезоны и маски с респираторами.
Вертолет доставил экипаж корабля на борт авианосца через 49 минут после приводнения.

Некоторые итоги полета

Был восстановлен престиж американской космической программы, упавший после аварии корабля 'Аполлон-13'.
Была вновь продемонстрирована надежность и эффективность ракетно-космического комплекса 'Сатурн 5 — Аполлон'. Отказы, наблюдавшиеся во время полета, удалось успешно преодолеть, и они не помешали успеху полета в целом.
Были вновь продемонстрированы преимущества исследования Луны с участием астронавтов по сравнению с полетами автоматических аппаратов, отмечалось, что главными задачами полетов лунных экспедиций на кораблях 'Аполлон' являются уже не технические, а научные задачи.
Была продемонстрирована отличная физическая подготовка и высокая квалификация астронавтов. В частности — физическая выносливость Шепарда, которому на момент полета было 47 лет. Никаких болезненных явлений у астронавтов не наблюдалось. Шепард прибавил в весе полкилограмма. За время полета астронавты ни разу не принимали медикаментов.

Источник

Программа 'Аполлон'. Часть II. Обзор по материалам открытой иностранной печати.
Составитель: Гольдовский Д. Ю. ГОНТИ-1. Июль 1971. Тираж 650 экз. Экз.? 0016