Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-19.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:19:25 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п
Экспресс (спутниковая платформа) / Космический портал "Космопорт"

Экспресс (спутниковая платформа)

серия современных спутниковых платформ негерметичного исполнения российской компании ОАО ИСС, на которых базируются перспективные спутники связи, разрабатываемые этой фирмой. В данный момент разработаны две платформы, которые различаются по своей массе и по электрической мощности выделяемой для модуля полезной нагрузки: 'Экспресс 1000' и 'Экспресс 2000'. Семейство этих платформ пришло на смену классическим сериям герметичных платформ КАУР, на базе которых строились многие предыдущие спутники ОАО ИСС.

Платформы были разработаны с учетом возможностей российских космодромов и современных ракет-носителей. Так, платформа 'Экспресс 1000' была оптимизирована под запуски с космодрома 'Плесецк', в то время как 'Экспресс 2000' рассчитана на запуски с 'Байконура'.

Общие требования для платформ 'Экспресс'

Платформы семейства 'Экспресс' были спроектированы со следующими характеристиками:

  • эксплуатационный срок активного существования не менее 15 лет;
  • вероятность безотказной работы платформ в конце срока активного существования на уровне 0,9;
  • работа космического аппарата в любой точке геостационарной орбиты;
  • удержание спутника в рабочей точке с погрешностями не более +0,05њ по долготе и широте;
  • возможность однократного перевода космического аппарата по долготе в любую точку рабочей дуги со скоростью 2 градуса в сутки.

Исходя из этих требований, платформы включают следующие элементы:

  • негерметичное исполнение;
  • комбинированная система терморегулирования: отвод тепла от полезной нагрузки осуществляется с помощью изогридной центральной трубы. Кроме того, для улучшения теплопереноса между различными конструктивными элементами спутника применяется полностью резервированный жидкостной контур;
  • высокоэффективные солнечные батареи на основе трехкаскадных арсенид-галлиевых фотопреобразователей производства НПП "Квант";
  • литий-ионные аккумуляторные батареи Saft VS 180 SA для коммерческих спутников либо никель-водородные российского производства для военных спутников;
  • стационарные плазменные двигатели СПД-100 производства ОКБ Факел для коррекции на орбите.

Экспресс 1000

Космическая платформа 'Экспресс 1000' имеет три варианта, в зависимости от массы КА и энергетических характеристик МПН:

  • 'Экспресс 1000K': масса спутников до 1200 кг;
  • 'Экспресс 1000H': масса спутников до 1700 кг, масса модуля полезной нагрузки до 450 кг, отвод избыточного тепла 3500 Вт;
  • 'Экспресс 1000SH': масса спутников до 2200 кг.
  • общая мощность выделяемая для МПН может достигать 6 кВт.

Единая конструктивная основа платформ представляет собой силовую конструкцию в виде центральной силовой трубы с установленными на ней приборными и сотовыми панелями. Все три варианта используют одинаковые бортовой комплекс управления, системы ориентации и стабилизации и систему коррекции. Кроме того, для многих КА субподрядчиками ОАО ИСС по модулю полезной нагрузки выступают различные зарубежные компании, как например Thales Alenia Space. В проектах "Лучей" эта компания создает блоки усилителей мощности, а компания NEC поставляет малошумящие усилители, передатчики аппаратуры "Маяк".

Экспресс 2000

Платформа 'Экспресс 2000' является развитием платформы 'Экспресс 1000' с предоставлением больших массо-габаритных и энергетических ресурсов для модуля полезной нагрузки:

  • масса КА может достигать 3600 кг и масса МПН 1600 кг;
  • общая мощность выделяемая для МПН доведена до 14 кВт.

Экспресс 4000

В 2008 году ОАО ИСС заключил контракт с TAS на продвижение компаниями платформы 'Экспресс-4000'. Разработка совместной платформы была выгодна обеим компаниям: Thales Alenia Space была ограничена в возможностях увеличения мощности своей собственной платформы 'Spacebus-4000', а ОАО ИСС получала доступ к европейским технологиям. В планах было унифицировать платформы 'Spacebus-4000' и 'Экспресс 4000' для снижения их стоимости: TAS была заинтересована в закупке в России фотопреобразователей для солнечных батарей и электрореактивных двигателей для 'Spacebus-4000'.

Однако первая попытка предложить совместную платформу окончилась неудачей: в тендере на поставку спутника 'Экспресс-АМ4', объявленном ФГУП 'Космическая связь' платформа 'Экспресс-4000' проиграла совместному предложению ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и EADS Astrium на платформе Eurostar-3000.

Начиная с 2009 года платформы 'Экспресс 2000' и 'Экспресс 4000' были унифицированы в одну платформу 'Экспресс 2000'.