Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-188.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 00:11:15 2013
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п р п р п р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п п р п
Смарт-1 / Космический портал "Космопорт"

Смарт-1

'Смарт-1' — первая автоматическая станция Европейского космического агентства для исследования Луны. Аппарат создан по заказу ЕКА Шведской космической корпорацией при участии почти 30 субподрядчиков из 11 европейских стран и США. Общая стоимость проекта составила 110 млн. евро.

Задачи полета

SMART-1 — первый аппарат в программе 'Small Missions for Advanced Research in Technology' — создавался прежде всего как экспериментальная АМС для отработки перспективных технологий и в первую очередь — электрореактивной двигательной установки для будущих миссий к Меркурию и Солнцу. Испытания новых технологий удачно совмещаются с решением научных задач — исследованием Луны. Ранее аналогичные научно-экспериментальные АМС уже запускались НАСА и JAXA : Deep Space 1 и Хаябуса соответственно.

Перспективные технологии SMART-1

Главной изюминкой АМС является солнечная электрическая ДУ PPS-1350-G, изготовленная компанией Snecma Moteurs при сотрудничестве с ОКБ Факел. В ее состав входят холловский электростатический двигатель, созданный на основе двигателя SPD-100 производства ОКБ 'Факел', система подачи и распределения электропитания и запас рабочего тела — 82 кг. Ускорение ионов происходит за счет эффекта Холла. Двигатель с кольцеобразной керамической камерой внешним диаметром 100 мм и внутренним 56 мм развивает тягу до 70 мН при удельном импульсе 16400 м/с. Рабочее напряжение двигателя — 350 В, ток — 3.8 А, потребляемая мощность — 1350 Вт, расход рабочего тела — 4.2 мг/с, КПД — 51 %. Двигатель оснащен двухстепенным механизмом поворота, позволяющим сохранять правильное направление вектора тяги по мере израсходования рабочего тела.

Среди других технологических экспериментов стоит упомянуть аппаратуру KaTE для высокоскоростной связи и управления в диапазонах X и Ka, бортовое ПО автономной навигации OBAN для определения положения КА в космосе, литий-ионную модульную бортовую аккумуляторную батарею и эксперимент с лазерной связью.

Научная аппаратура

  • Миниатюризированная ПЗС-камера AMIE предназначена для цветной съемки с высоким разрешением и высокой чувствительностью поверхности Луны, и в особенности ее плохо освещенных полярных областей. Поле зрения камеры — 5.3x5.3њ, размер ПЗС 1024x1024, разрешение — 30 м с высоты 300 км. Камера также была использована для наблюдения пиков вечного света.
  • Компактный спектрометр ближнего инфракрасного диапазона SIR для картирования минералов на поверхности Луны, для поиска отложений льда и твердой углекислоты в постоянно затененных полярных кратерах. SIR имеет 256 каналов в между 0.93 и 2.4 мкм при спектральном разрешении 0.06 мкм и пространственном разрешении до 300 м.
  • Опытный компактный видовой рентгеновский спектрометр D-CIXS работает в диапазоне 0.5-10 кэВ при разрешении 200 эВ и предназначен для составления глобальной карты элементного состава Луны с разрешением 50 км.

Хронология

Вспышка от удара 'Смарт-1' о лунную поверхность.
  • Аппарат был запущен 27 сентября 2003 года ракетой-носителем 'Ариан-5' в качестве попутной нагрузки при выведении спутников связи на ГСО.
  • 25 января 2005 года на Землю были отправлены первые снимки лунной поверхности, выполненные 'Смарт-1' с близкого расстояния.
  • 27 февраля 2005 года спутник достиг своей конечной цели — он стал искусственным спутником Луны, с периодом обращения около 5 часов.
  • 3 сентября 2006 аппарат завершил свою миссию. Он был сведен с орбиты и разрушился при ударе о поверхность Луны.