Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-113.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Feb 2 23:25:32 2013 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: heart nebula |
пилотируемый космический корабль серии 'Союз', доставивший первый экипаж на орбитальную станцию 'Салют-1'. Космонавты погибли при возвращении из-за разгерметизации СА корабля.
Экипаж Георгия Добровольского готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова. За два дня до старта медицинская комиссия забраковала Валерия Кубасова, в связи с чем и была произведена замена.
Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией 'Салют-1' прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.
Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлен. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.
После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землей. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полет и оставить станцию. В связи с этим было отменено наблюдение с орбиты за взлетом ракеты Н-1.
По окончании срока работ, 29 июня 1971 года, 'Союз-11' стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал гореть транспарант 'Люк открыт'. ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.
29 июня в 21:25:15 ДМВ 'Союз-11' отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.
30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включен на торможение и отработал заданное время.
01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, прервалась связь с экипажем.
01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили СА в 2200 км от расчетного места посадки.
02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют СА, вскоре он был обнаружен встречающими вертолетами, экипаж на связь не выходил.
02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полет завершился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия.
В кабине 'Союза-11' были выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в СА. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений 'Мир' показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате СА разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.
Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить ее.
Кроме того, расположение клапана и ручек управления им было таким, что для работы с ним необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток указывали летчики-испытатели, для которых подобное недопустимо.
После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей 'Союз'. За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъема-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.