Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-59.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Feb 2 22:44:01 2013
Кодировка: Windows-1251
Союз Т-10-1 / Космический портал "Космопорт"

Союз Т-10-1



Схема баллистического спуска 'Союза Т-10-1'

'Союз Т-10-1' — советский пилотируемый космический корабль серии 'Союз'. Целью полета была стыковка с орбитальной станцией 'Салют-7'. Задача не была выполнена.

Экипаж

Экипаж старта

  • Владимир Титов — командир корабля;
  • Геннадий Стрекалов — бортинженер;

Экипаж посадки

  • Владимир Титов
  • Геннадий Стрекалов

Дублирующий экипаж

  • Леонид Кизим
  • Владимир Соловьев

Основные сведения

'Союз Т-10-1' должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции 'Салют-7', но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полета по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошел на стартовом столе.

Подробности

До происшествия с 'Союз Т-10-1' Владимир Титов и Александр Серебров уже пытались произвести стыковку 'Салют-7', но из-за технической неисправности им это не удалось. В этот раз также подвела техника — во время выполнения предстартовых процедур за 48 секунд до запланированного старта вышел из строя клапан 'ВП-5', отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока 'В' первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива. Дозаправочные мачты не отошли, команды 'Старт' не было, а весь стартовый стол у основания ракеты уже был охвачен огнем, как будто заработали двигатели. Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта операторы ЦУПа задействовали систему аварийного спасения. Сработали пирозамки, произошел отстрел капсулы, и спускаемый аппарат понесся прочь от ракеты, которая через две секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырех секунд работы пороховых двигателей САС космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции еще до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырех километрах от места аварии. Еще через минут 15 на место приземления прилетел вертолет с врачами и спасателями.

В это время огонь на стартовом комплексе перекинулся на кабели, ведущие к бункеру управления, и угрожал добраться до емкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, локализовала пожар. Полностью его ликвидировать удалось только через 20 часов.

Последствия

Авария 'Союза Т-10-1'.
Работа САС

Жертв во время аварии не было. Космонавты без последствий для здоровья испытали сильные перегрузки. Была серьезно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты. Разрушена ракета-носитель. Сгорело 180 тонн горючего. Была сорвана программа запусков к станции 'Салют-7'. Экипажу 'Союз Т-9' пришлось задержаться на орбите дольше, чем было запланировано. На командира 32-й отдельной инженерно-испытательной части Юрия Лукьянова, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, которое в апреле 1984 года закрыли. Все события были засекречены.