Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.college.ru/pedagogam_old/308/311/165/221/index.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:41:43 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Учителю - Стандарты образования - Среднее образование - Мировая художественная культура - Профильный уровень

онлайн-центр иностранных языков Мультиглот



Это интересно

Профильный уровень

Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
  • освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Происхождение искусства. Мировая художественная культура – единство в многообразии. Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления.

I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки

Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций. Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме. Традиционные культуры.* Мифология – главный источник образов искусства Древнего мира. Художественная культура Месопотамии. Архитектура зиккуратов – порождение мифа и природы (Ур и Вавилон). Образы эпоса ("Сказание о Гильгамеше") и мифов в декоре храмов и светских сооружений (комплекс Вавилона, ассирийские дворцы).

Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц.

Крито-микенская культура. Кносский дворец – легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). "Циклопическая" архитектура Микен. Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре.

Художественная культура Востока. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос "Махабхарата" и "Рамаяна". Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики.

Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр "горы-воды"). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.

Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры "все в одном" (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).

Культура Мезамерики. Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Тиночтитлан). Мифологическое мышление в современной культуре Мезамерики. Миф и реальность в творчестве Д. Риверы.

Образы Древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре.

II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки

Античная художественная культура. Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), рельефе, скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас). Человек и рок в древнегреческом театре (Эсхил, Софокл, Еврипид). Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом (мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Раннехристианское искусство (Равенна).

Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Западно-христианская базилика – символ романского стиля. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал). Эпос и пример-проповедь – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

Художественная культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Тинторетто). Северное Возрождение (Я.ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло). Расцвет полифонии (школа "строгого письма"). Трагедии В. Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л. Бернини). Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи. Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).

Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа) и живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид). Театр французского классицизма (П.Корнель, Ж.Расин, Мольер). Эстетика Просвещения. Оперная реформа К.-В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л.ван Бетховен). Эстетика романтизма. Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф.Шуберт), программные произведения (Г.Берлиоз), опера (Р.Вагнер), фольклор (И.Брамс). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тернер, К.-Д.Фридрих, Э.Делакруа, Ф.Гойя). Английский парк.

Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер, Э.Золя, П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф.Милле).

Художественная культура конца XIX – XX вв. Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Новые средства художественной выразительности в живописи (К.Моне, П.-О.Ренуар, Э. Дега), музыке (К.Дебюсси), скульптуре (О.Роден) импрессионизма; живописи постимпрессионизма (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген) и символизма (Г.Моро, П.Пюи де Шаванн, Э.-А.Бурделль). Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар, А.Гауди) и живописи (Г. Климт).

Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений в живописи: фовизм А.Матисса, экспрессионизм Ф.Марка, примитивизм А.Руссо, кубизм П.Пикассо, абстрактивизм В.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье); "Большой стиль" тоталитарных государств.

Художественное и мировоззренческое своеобразие американской культуры: литературы (В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер, Э. Уорхел), архитектура небоскребов, музыка (Ч. Айвз). Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).

Постмодернизм, его основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода, компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины ХХ в. (Биттлз, Пинк Флойд, "Новая волна"). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Диалог культур и глобализация.

III Русская художественная культура

Художественная культура Древней Руси. Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля. Специфика киевской, владимиро-суздальской, псковско-новгородской, московской школ архитектуры и иконописи. Шатровый храм. Деревянное зодчество. Формирование националного самосознания и комплекс московского Кремля. Творчество Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия. Знаменный распев; партесный концерт. Древнерусская литература. Контакты с Западной Европой. Светские мотивы в культовом искусстве XVII в. Образы Древней Руси в русском искусстве.

Культурные связи России с Европой в Новое время. Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль: петровское и елизаветинское барокко (Д.Трезини, Ф.-Б.Растрелли). Своеобразие русского классицизма и ампира в архитектуре (А. Ринальди, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков, А.Д.Захаров, К.Росси) и скульптуре (Э.-М.Фальконе, Ф.И.Шубин, И.П.Мартос). Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (Ф С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, О.А. Кипренский, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов). Русская классическая музыка (М.И.Глинка). Поиск национального самосознания в искусстве (передвижники – И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Русская пейзажная школа (А.К.Саврасов, Ф.А.Василев, И.И.Левитан). Русская музыкальная школа второй половины XX в. (композиторы "Могучей кучки", П.И.Чайковский). Русский классический балет (М.Петипа). Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О.Шехтель), живописи (В.А.Серов, художники "Мира искусств"), музыке (А.Н.Скрябин, И.Ф. Стравинский), театре (русские сезоны в Париже). Символизм в живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин, "Голубая роза") и скульптуре (А.С.Голубкина).

Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине ХХ в.: живопись (В.Кандинский, К.Малевич, М. Шагал), музыка (С С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), кинематограф (С.М.Эйзенштейн), театр (К.С.Станиславский, В.Э.Мейер-хольд), архитектура (В.Е.Татлин, К.С.Мельников).

Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С.Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А.Дейнека, П.П.Корин), скульптуре (В.И.Мухина) и гравюре (В.А.Фаворский). Советский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), московский Метрополитен. Развитие советской архитектуры во второй половине XX в.

Развитие российского искусства в конце ХХ в.: музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение.

Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • самостоятельного художественного творчества.

*

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.