Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.
Цели урока
- Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий, неравновероятных событий; учить находить количество информации.
- Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- Развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Оборудование
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика» (раздел «Информатика и информация», подразделы «Информация и ее обработка», «Количество информации»), УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».
План урока
- Проверка и актуализация знаний.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть (решение задач).
- Рефлексия.
Ход Урока
Проверка и актуализация знаний.
1. |
Что такое информация? (Используется тест подраздела «Информация и ее обработка»). Какое из определений верно? |
2. |
Приведите различные определения информации для живой и неживой природы, для компьютера. |
3. |
Приведите примеры полезной, актуальной информации. Какими еще свойствами должна обладать информация? |
4. |
Приведите примеры систем с обратной связью в природе и технике. После ответов учащихся демонстрируется информационный блок. |
Учитель обсуждает ответы, дополняет с помощью материалов диска.
Теоретическая часть
Как можно измерить количество информации, как определить информацию, передаваемую в технических устройствах?
Учитель рассказывает о различных подходах к измерению информации, об информации как мере уменьшения неопределенности, единицах измерения информации. При рассказе о единицах измерения информации демонстрируется информационный слайд.
Схемы слайда помогут продемонстрировать связь между единицами информации и хранением информации в компьютере. При рассказе о вероятностном подходе к определению информации важно привести примеры равновероятных и неравновероятных событий. Такими примерами являются прогнозы погоды (наиболее вероятны осадки в виде дождя при более высокой температуре воздуха, т. е. летом), вероятность получить высокий балл выше у успевающего ученика и т. д. После этого объясняется формула для вычисления количества информации для равновероятных событий и решаются задачи на вычисление количества информации.
Работа с моделью «Угадываем числа»
Для углубленного изучение рекомендуем изучить понятие энтропии с помощью модели. Это модель, в которой на основании изменения параметра (границ интервала) можно вычислить энтропию.
Поскольку понятие энтропии является достаточно сложным и абстрактным, мы рекомендуем использовать эту модель на этапе первичного закрепления знаний. После формулировки основных положений вероятностного подхода к определению информации детального разбора аналитических примеров решения задач, учитель совместно с классом «угадывает числа» с помощью модели.
Для первичной проверки знаний используются материалы тестовых модулей «Определение объема короткого сообщения», «Расчет объема информации для записи состояния лифта», «Перевод единиц измерения».
Рефлексия
Учащиеся формулируют новые понятия, изученные на уроке, после обсуждения на экран выводится итоговый слайд раздела «Информатика и информация». Краткие определения учащиеся заносят в конспекты.
Учитель обсуждает наиболее сложные моменты, вызвавшие затруднения у учащихся, формулирует домашнее задание, можно предложить подготовить сообщение об информационных моделях с использованием материалов диска.