Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.college.ru/pedagogam/modeli-urokov/po-kategorijam/571/3339/index.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:55:30 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: с р р с с п п р п п с с с р р р р р п п р р р п п р
Модели уроков/По категориям -Проведение уроков <b style="color:black;background-color:#ffff66">с</b> интерактивной доской -Биология. Фотосинтез

онлайн-центр иностранных языков Мультиглот



Это интересно

Биология. Фотосинтез

Тема. Фотосинтез.

Автор: Гомулина Н.Н.

Тип урока. Урок изучения новых знаний.

Цель урока.

  • Познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза;

  • С помощью виртуальных экспериментов определить, какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза, и доказать наличие крахмала в зеленых растениях;

  • Показать значение фотосинтеза для растений и животных, биосферы в целом, а также роль факторов среды, влияющих на скорость фотосинтеза у растений разных природных зон.

Основные понятия. Фотосинтез. Крахмал. Хлоропласт. Хлорофилл. Глюкоза.

Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы. Формирование навыков работы с лабораторным Использование новых информационных технологий, а также умения ставить простой опыт.

Использование новых информационных технологий: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер; диск «Открытая Коллекция. Биология: растения, грибы, бактерии, 6 класс» (Windows, Linux).

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

3-5

Беседа учителя и ответы учащихся на вопросы

II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о фотосинтезе

10-12

Объяснение учителя

III. Доклад учащегося. Демонстрация интерактивных моделей

10-12

Выступление учащегося и работа с интерактивной доской

IV. Фронтальный опыт «Йод-крахмальная реакция»

8-10

Запись на интерактивной доске

V. Закрепление и применение материала

5-7

Фронтальное решение тестовых заданий

VI. Рефлексия Домашнее задание

3-5

Рекомендации учителя

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

Вопросы к учащимся:

  1. Какие организмы используют энергию солнца и как они называются?

  2. Как называются организмы, которые используют энергию химических связей органических веществ, и кто к ним относится?

  3. Как питаются растения?

Процесс потребления энергии и веществ называется питанием.

Организмы можно классифицировать по источникам поглощения энергии следующим образом:

  • хемотрофы синтезируют органические вещества за счет энергии химических связей. (Бактерии, использующие окисление неорганических веществ).

  • фототрофы синтезируют органические вещества за счет энергии света. (Зеленые растения, водоросли, бактерии, способные к фотосинтезу).

Фотосинтез – единственный процесс в биосфере, ведущий к увеличению энергии биосферы за счет внешнего источника – Солнца. Этот процесс обеспечивает существование как растений, так и практически всех гетеротрофных организмов.

II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о фотосинтезе

1. История открытия процесса фотосинтеза.

Ученый

Открытие фотосинтеза

Д. Пристли

 

 

В 1771 Пристли сделал замечательное открытие: он подметил, что зеленые растения на свету продолжают жить в атмосфере этого газа и даже делают его пригодным для дыхания

Классический опыт Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелеными ветками, вошел во все элементарные учебники естествознания и лежит у истоков учения о фотосинтезе

А. Лавуазье

 

Получил в 1774 кислород, создал кислородную теорию горения. Считал воздух источником питательных веществ для растений

Я. Ингенхауз

В 1779 установил, что для выделения растениями кислорода необходим свет и что O2 выделяют только зеленые части растений

Ж. Сенебье

В 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5-томный трактат «Физиология растений»

Р. Майер

В 1842 году на основании закона сохранения энергии показал, что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей

В. Пфеффер

В 1877 назвал процесс фотосинтезом и полностью его описал

Т. Энгельман

В 1883 доказал, что в хлоропластах выделяется и O2

Наглядный материал к данной теме:

Тема «Фотосинтез»

III. Доклад учащегося. Демонстрация интерактивных моделей

Выступление учащегося с докладом «Опыты Пристли». Учащийся в процессе выступления пользуется моделями. Демонстрация моделей.

Первый опыт Пристли

Второй опыт Пристли

Третий опыт Пристли

Учащиеся заполняют таблицу

Ученый

Открытие фотосинтеза

Д. Пристли

 

А. Лавуазье

 

Я. Ингенхауз

 

Ж. Сенебье

 

Р. Майер

 

В. Пфеффер

 

Т. Энгельман

 

Фотосинтез:

Фотосинтез

Место протекания процесса

Хлоропласты столбчатой (палисадной) ткани листа (в основном)

Условия протекания процесса

Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл

Суть процесса. Результат

Образование органических веществ из неорганических путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света

В процессе фотосинтеза углекислый газ в присутствии хлорофилла реагирует с водой; при этом образуется глюкоза и выделяется кислород:

6CO2 + 6H2O → C6H12O6 + 6O2

Углекислый газ

Вода

Глюкоза

Кислород

Часть глюкозы, образующейся в зеленых растениях при фотосинтезе, превращается в крахмал.

Крахмал в качестве резервного питания накапливается в клубнях, плодах, семенах растений. Так в клубнях картофеля содержится до 24 % крахмала, в зернах пшеницы – до 64 %, риса – 75 %, кукурузы – 70 %.

Внимание. Для использования на уроке целесообразно вставить объект «Содержание питательных веществ в семенах» из другого раздела (4.6. Семя) или из продукта «Открытая Коллекция. Биология: 9 класс» (раздел 1.2. Органические вещества в составе живых организмов).

Содержание питательных веществ в семенах 

Для этого надо воспользоваться Редактором коллекции, найти соответствующий объект по названию и включить его в подборку к уроку.

Окно редактора с системой поиска медиаобъектов

IV. Фронтальный опыт «Йод-крахмальная реакция»

Проведение фронтального опыта. Качественная реакция на крахмал. Перед учащимися пробирки с крахмалом, зернами кукурузы и йод.

При взаимодействии йода с крахмалом образуется соединение темно-синего цвета.

Какой вывод можно сделать? Крахмал окрашивает йод в темно-синий цвет.

V. Закрепление и применение материала

Ответы учащихся с места на тестовые задания.

Фотосинтез

Вещества, необходимые для фотосинтеза

Фотосинтез и дыхание

IV. Рефлексия. Домашнее задание

Обсуждение того, что учащиеся узнали, чему научились в ходе урока. Домашнее задание по соответствующему параграфу учебника. Задания по проектной работе.

Подготовить доклады:

  1. Особенности клеточного строения основной ткани зеленого листа и фотосинтез.

  2. Фотолиз.

  3. Интенсивность фотосинтеза на различных длинах волн.

Проведение исследовательских опытов в классе и дома.

  1. Для фотосинтеза необходим свет.

  2. Для образования крахмала нужна вода.

  3. Для образования крахмала нужен углекислый газ.

Инструкции по проведению опытов заранее отпечатаны и раздаются учащимся.