Информатика. Защита информации
Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.
Цель урока
- Ознакомить учащихся с необходимостью защиты информации.
- Ознакомить учащихся с юридическими аспектами защиты информации.
- Ознакомить учащихся с последствиями правовых преступлений.
Оборудование
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика», УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».
План урока
- Повторение.
- Лекция: авторское право, компьютерные преступления, уголовные наказания за компьютерные преступления.
- Опрос с целью оценки усвоения материала.
Ход урока
Этот урок может быть интегрирован с уроком обществознания. Целесообразно поручить учащимся подготовить презентацию, сопровождающую рассказ учителя.
Повторение
Учащимся раздаются вопросы на повторение: предмет информатики, развитие средств обработки информации, информатизации и его роль в обществе, виды информации, с которой работает компьютер, технические и программные средства защиты информации.
Для подготовки учащиеся могут использовать информационные ресурсы разделов «Информатика и информация» и «Информационная безопасность».
Учитель обращает внимание на средства, применяемые для защиты доступа к информации, хранимой на их компьютерах. Акцентирует внимание на объектах авторского права: программах и файлах с данными.
Лекция
Примерный план лекционного материала может быть следующий:
1. |
Авторское право. Его суть и законодательные акты: Конституция Российской Федерации; закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»; закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Уголовный кодекс Российской Федерации (уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав). Рассказывает учитель обществознания. |
2. |
Предмет авторского права в применении к компьютерной информации. |
3. |
Виды нарушений авторского права и другие компьютерные преступления. |
4. |
Уголовное наказание за компьютерные преступления (рассказывает учитель обществознания). |
Опрос
Учащиеся выполняют задания практических модулей раздела «Информационная безопасность» мультимедийного издания «Интерактивный учебник. Информатика».
Используя информационный материал подраздела «Правовая охрана информации: мера наказания за компьютерные нарушения», выделяют наиболее опасные преступления.
Домашнее задание: знать, на какие группы можно разделить по юридическому статусу программы, в чем различие между ними, какие методы защиты информации существуют, уметь устанавливать ПО и деинсталлировать его. Дополнительное задание: познакомиться с понятием цифровой подписи и программой PGP.