Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.college.ru/pages/64-bazisnyj-uchebnyj-plan-nachal-nogo-obshego-obrazovaniya.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:09:36 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п р п р п р п р п р р п п р п п р п п р п п р п
ФГОС программа. Базисный учебный план начального общего образования

Базисный учебный план начального общего образования

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план) фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому и родному языкам, литературному чтению, родной литературе, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандартавнеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:

  • вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке;
  • вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
  • вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5 дневная или 6 дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

  • в 1 классе — 35 минут;
  • во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Базисный учебный план
начального общего образования 
годовой


Вариант 1
Предметные области учебные предметы Количество часов в год Всего
классы I II III IV
  Обязательная часть          
Филология Русский язык 165 170 170 170 675
Литературное чтение 132 136 136 136 540
Иностранный язык - 68 68 68 204
Математика и информатика Математика 132 136 136 136 540
Обществознание и естествознание Окружающий мир 66 68 68 68 270
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России - - - 17 17
Искусство Музыка 33 34 34 34 135
Изобразительное искусство 33 34 34 34 135
Технология Технология 33 34 34 34 135
Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 270
Итого 660 748 748 765 2921
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 102 102 85 289
Максимально допустимая годовая нагрузка 660 850 850 850 3210
           
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 330 340 340 340 1350
Всего 990 1190 1190 1190 4560
Базисный учебный план
начального общего образования 


Вариант 1
Предметные области учебные предметы   Всего
классы I II III IV
  Обязательная часть          
Филология Русский язык 5 5 5 5 20
Литературное чтение 4 4 4 4 16
Иностранный язык - 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России - - - 0/1 0.5
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8
Итого 20 22 22 22,5 86,5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 3 3 2,5 8,5
Максимально допустимая годовая нагрузка 20 25 25 25 95
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 10 10 10 10 40
Всего к финансированию 30 35 35 35 135
Базисный учебный план
начального общего образования 
годовой


Вариант 2
Предметные области учебные предметы   Всего
классы I II III IV
  Обязательная часть          
Филология Русский язык 132 170 170 170 642
Литературное чтение 66 102 102 102/td> 372
Родной язык и литературное чтение 99 102 102 102/td> 405
Иностранный язык - 68 68 68 204
Математика и информатика Математика 132 136 136 136 540
Обществознание и естествознание Окружающий мир 66 68 68 68 270
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России - - - 17 17
Искусство Музыка 33 34 34 34 135
Изобразительное искусство 33 34 34 34 135
Технология Технология 33 34 34 34 135
Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 270
Итого 660 816 816 833 3125
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 34 34 17 85
Максимально допустимая годовая нагрузка 660 850 850 850 3210
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 330 340 340 340 1350
Всего к финансированию 990 1190 1190 1190 4560
Базисный учебный план
начального общего образования 


Вариант 2
Предметные области учебные предметы   Всего
классы I II III IV
  Обязательная часть          
Филология Русский язык 4 5 5 5 19
Литературное чтение 2 2 3 3/td> 11
Родной язык и литературное чтение 3 3 3 3/td> 12
Иностранный язык - 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России - - - 0/1 0.5
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8
Итого 20 24 24 24,5 92,5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 1 1 0,5 2,5
Максимально допустимая годовая нагрузка 20 25 25 25 95
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 10 10 10 10 40
Всего 30 35 35 35 135
Базисный учебный план
начального общего образования 
годовой


Вариант 3
Предметные области учебные предметы   Всего
классы I II III IV
  Обязательная часть          
Филология Русский язык 132 204 170 204 710
Родной язык и литературное чтение 165 170 204 170/td> 709
Иностранный язык - 68 68 68 204
Математика и информатика Математика 132 136 136 136 540
Обществознание и естествознание Окружающий мир 66 68 68 68 270
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России - - - 17/td> 17
Искусство Музыка 33 34 34 34 135
Изобразительное искусство 33 34 34 34 135
Технология Технология 33 34 34 34 135
Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 270
Итого 660 816 816 833 3125
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 34 34 17 85/td>
Максимально допустимая годовая нагрузка 660 850 850 850 3210
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 330 340 340 340 1350
Всего 990 1190 1190 1190 4560
Базисный учебный план
начального общего образования 


Вариант 3
Предметные области учебные предметы   Всего
классы I II III IV
  Обязательная часть          
Филология Русский язык 4 6 5 6 21
Родной язык и литературное чтение 5 5 6 5/td> 21
Иностранный язык - 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России - - - 0/1 0,5
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8
Итого 20 24 24 24,5 92,5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 1 1 0,5 2,5
Максимально допустимая годовая нагрузка 20 25 25 25 95
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 10 10 10 10 40
Всего 30 35 35 35 135

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
  • направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы (услуги учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ).
Примерный учебный план образовательного учреждения
учебные предметы Количество часов в неделю Всего
классы I II III IV
Русский язык 5 5 5 5 20
Литературное чтение 4 4 4 4 16
Испанский язык - 2 2 2 6
Математика 4 4 4 4 16
Окружающий мир 2 2 2 2 8
Духовная культура народов России - - - 0/1 0,5
Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура 2 2 2 2 8
Краеведение - 1 1 1 3
Информатика - 1 1 1 3
Итого 20 24 24 24,5 92,5
Внеурочная деятельность 10 10 10 10 40
Спортивные кружки, секции 2 2 2 2 8
Военно-патриотические, экологические клубы 2 2 2 2 8
Предметные кружки 2 2 2 2 8
Музыкальные кружки, театральная студия 2 2 2 2 8
Социальная работа 1 1 1 1 4
Проектная деятельность 1 1 1 1 4
Всего к финансированию 30 34 34 34,5 132,5