4.3. |
Основные характеристики:
4.3.1. |
Радиолокационный ответчик |
|
Объем
передаваемой информации |
номер ОК и высота полета |
Частота
передачи |
(1090 плюс/минус 3) МГц |
Частота
приема |
(1030 плюс/минус 0,2) МГц |
Зона обзора
АФУ |
|
в горизонтальной плоскости |
плюс/минус 150 град. |
в вертикально-продольной плоскости |
плюс/минус 30 град. |
в вертикально-поперечной плоскости |
плюс/минус 40 град. |
Дальность
действия |
400 км |
Мощность,
потребляемая по цепи питания 27 В |
160 Вт |
Масса |
29 кг |
|
4.3.2. |
Трассовый радиолокационный комплекс |
|
Состав: |
|
- 2 трассовых радиолокатора (участки 42 и 43) |
|
- командно-диспетчерский пункт КДП-4 |
|
Дальность
действия: |
|
первичного канала |
400 км |
вторичного канала |
400 км |
Угол обзора в
вертикальной плоскости |
45 град |
Погрешность
определения координат после первичной
обработки: |
|
по азимуту |
18 мин |
по дальности |
300 м |
Период
обновления информации |
10 с |
|
4.3.3. |
Аэродромный обзорный радиолокационный
комплекс |
|
Состав: |
|
- 2 обзорных радиолокатора Е-511 |
|
- аппаратура сопряжения с КДП - АСРЛ-О |
|
Дальность
действия: |
|
первичного канала (5000<=Н<=12000) |
150 км |
вторичного канала |
200 км |
Угол обзора
вертикальной плоскости |
40 град |
Период
обновления информации |
6 с |
Разрешающая
способность: |
|
- первичного канала по дальности |
500 м |
- вторичного канала по дальности |
900 м |
- первичного канала по азимуту |
2,5 град |
- вторичного канала по азимуту |
4,3 град |
Погрешность
определения координат: |
|
по азимуту |
12 мин |
по дальности |
240 м |
|
4.3.4. |
Посадочный радиолокационный комплекс
Е-516В |
|
Состав: |
|
- 2 посадочных радиолокатора |
|
- аппаратура сопряжения с КДП - АСРЛ-П |
|
Дальность
действия: |
|
первичного канала |
20 км |
вторичного канала |
40 км |
Частота
излучения |
9030, 8910 МГц |
Углы обзора: |
|
по азимуту |
от -17 до +17 град |
по углу места |
от -1 до +20 град |
Угол наклона
поворотной платформы антенного поста |
от -0,5 до +11,5 град |
Период
обновления информации |
0,7 с |
Разрешающая
способность: |
|
первичного канала по дальности |
120 м |
вторичного канала по дальности |
200 м |
по азимуту |
1,2 град. |
по углу места |
0,6 град. |
|
4.3.5. |
Командно-диспетчерский пункт
управления воздушным движением в зоне аэродрома |
|
Зона
контроля за движением обзорного тракта: |
|
Дальность |
200 км |
Высота |
12 км |
Зона
контроля за движением посадочного тракта: |
|
Дальность |
40 км |
Количество
одновременно сопровождаемых объектов: |
|
в зоне полетов |
20 |
в зоне посадки |
3 |
Количество
рабочих мест группы контроля за движением |
6 |
Тип
вычислительной машины |
СЦВМ А-10М1 (всего 2 машины) |
длина слова |
16 разрядов |
объем программного обеспечения |
32К слов |
|
4.3.6. |
Командно-диспетчерский пункт контроля
движения ОК (аэродрома) |
|
Тип основной
вычислительной машины |
СЦВМ А-15А. (всего 4 машины) |
Длина слова |
16 разрядов |
Объем
программного обеспечения |
32К слов |
Количество
рабочих мест штурманов-операторов РГУП |
3 |
Количество
выносных индикаторов |
3 |
Тип
индикатора телевизионный |
1125 строк |
Оснащение
рабочего места: |
|
- индикатор вертикальной
обстановки |
1 |
- индикатор горизонтальной
обстановки |
1 |
Количество
видов отображения траекторией информации |
4 |
Масштабы
отображения информации |
800-400-200-100-50-25-10 км |
Количество
одновременно сопровождаемых объектов |
8 |
Количество
несопровождаемых отметок |
1000 |
Объем
регистрируемой на магнитной ленте информации |
4000 Кбайт |
Количество
каналов передачи информации в КДП-Ц |
6 |
Количество
каналов выдачи оперативных целеуказаний |
4 |
|
4.3.7. |
Командно-диспетчерский пункт центра
управления полетом |
|
Тип основной
вычислительной машины |
СЦВМ А-15А. (всего 2 машины) |
Количество
рабочих мест штурманов-операторов ГОГУ |
3 |
Количество
выносных цветных индикаторов |
2 |
Количество
одновременно сопровождаемых объектов |
8 |
Количество
несопровождаемых отметок |
1000 |
Количество
каналов приема информации из КДП-А |
6 |
|
|
4.4. |
Отработка комплекса и анализ результатов работы.
4.4.1. |
Отработка программного обеспечения
системы радиолокационного контроля
производилась на специально разработанном
отладочном комплексе, включающем цифровые
вычислительные комплексы вторичной обработки и
отображения информации, связанные с ЭВМ ЕС-1045,
ОЗУ общей памятью в 160К слов при использовании
информации реальных радиолокационных
источников информации аэропорта "Пулково" -
"Скала-МПА" (аналог ТРЛК-10К) и "Иртыш"
(аналог Е-511).
Окончательную экспериментальную отработку
программное обеспечение КДП прошло в процессе
всех видов испытании на объекте 858/251.
Отработка аппаратуры комплекса производилась
на: |
|
- |
летно-испытательной базе
предприятия Громова, где был введен в строй
комплекс-аналог, содержащий сокращенный состав
аппаратуры; |
- |
в ЛИИ МАП, где был размещен
посадочный радиолокатор Е-516В, обеспечивший
проведение горизонтальных летных испытаний ГЛИ БТС-002; |
- |
и в полном объеме - на объекте
858/251. |
|
|
Отработка РО УВД производилась на: |
|
- |
полноразмерном стенде ПРСО
предприятия Лозино-Лозинского; |
- |
комплексном стенде КС-35 предприятия
Глушко; |
- |
летающей лаборатории Ту-134А предприятия
Довганя; |
- |
ОК ГЛИ МЛ-2 (БТС-002)
предприятия Новикова. |
|
4.4.2. |
15 ноября 88г. работа системы
радиолокационного контроля траектории
происходила в соответствии с принятыми
циклограммами следующим образом.
Проверка РО УВД при предстартовой подготовке
(РУС-001) началась за 1 час 45 мин до КП и подтвердила
готовность оборудования как при автономной его
работе, так и при взаимодействии с наземными
радиолокаторами. Включение систем "Сириус"
и "Кварц" носителя за 21 мин до КП и на участке
выведения в результате их влияния на РО УВД
привело к невозможности наблюдать ОК по
вторичному радиолокационному каналу.
На участке орбитального контроля параметры РО
УВД находилась в норме.
На участке спуска и посадки при достижении зоны,
указанной в ТТЗ, РО УВД обеспечил устойчивое
наблюдение по вторичному радиолокационному
каналу наземными средствами систем.
В процессе всей работы отказов РО УВД не
произошло. |
4.4.3. |
Обзорный радиолокатор с
момента пуска и до дальности 200 км отслеживал
активный участок траектории полета УРКТС по
первичному каналу.
Трассовый радиолокационный комплекс отслеживал
траекторию УРКТС по первичному каналу с момента
пуска до предела максимального масштаба (примерно
530 км).
Работа по вторичным каналам на активном участке
траектории была исключена из-за помех РО УВД со
стороны радиопередающих устройств
ракеты-носителя "Кварц" и "Сириус". |
4.4.4. |
Появление отметки ОК при
спуске по сигналам от ТРЛК уч.42 зафиксировано в 9
ч 12 мин 37 с на удалении 533 км, азимут 279град 35' Н=47700
м.
Первое сообщение от ТРЛК уч.43 t = 9 ч 13
мин 24 с, удаление 446 км, азимут 280град 6', Н= 44800 м.
Радиолокационные отметки первичного и
вторичного каналов ТРЛК-10К наблюдались
устойчиво на всем протяжении траектории захода
ОК на посадку до высот 170 м от ТРЛК уч.42 и 160 м от
ТРЛК уч.43.
Появление отметки при заходе ОК на
посадку по сигналам аэродромного обзорного
радиолокатора было зафиксировано на удалении 240
км, азимуте 280град и высоте 36800 м. Траектория ОК
отслеживалась без пропусков до высоты 20 км, после
чего он вошел в воронку обзорного радиолокатора.
Выход из воронки произошел на высоте 10 км, после
чего траектория ОК отслеживалась без пропусков.
Первое наблюдение посадочным
радиолокационным комплексом Е-516В р/л отметки от
ОК и самолета оптико-телевизионного наблюдения
(СОТН) зафиксировано на удалении 22 км в зоне курса
и 16 км в зоне глиссады. Первоначально был
произведен ввод в сопровождение на 15,5 км второй
отметки от СОТН. По команде технического
руководителя расчета Е-516В сопровождение этой
отметки было сброшено и был произведен повторный
ввод первой отметки от ОК на удалении 15 км.
Сопровождение было обеспечено с этого момента до
0,5 км от точки посадки ОК. На удалении 9 км СОТН
приблизился к ОК и вошел в строб сопровождения. С
9 до 7,5 км метка сопровождения по курсу находилась
между отметками ОК и СОТН, что привело к
ухудшению точности определения координат ОК на
этом участке траектории посадочным
радиолокатором. С удаления 7,5 км сопровождение
осуществлялось только по отметке от ОК. С
дальности 4 км (после посадки ОК) на экранах
индикаторов курса и глиссады наблюдался след,
ширина которого превышала ширину отметки от ОК в
1,2-1,5 раза. |
4.4.5. |
Система радиолокационного контроля траектории
движения ОК и управления воздушным движением
зарегистрировала следующую информацию об
обнаружении и сопровождении ОК "Буран" в
процессе посадки:
Первой поступила информация активного
канала ТРЛК-10К (уч.42): в 9час 12мин 37с ДВПП=501,385км,
А=279град 34'30" Н=47700м,
По информации уч. 42 ОК был введен в
сопровождение в 9час 13мин 08с ДВПП=453,630км, АзВПП=283град
20'5" Н=46500м и сопровождался до Н=170м в 8час 24мин
22с.
Информация ТРЛК-10К (уч.43) (активный
канал) начала поступать в КДП-А в 9час 13мин 24с ДН=446,711км
Аз=288 град 06'09" Н=44800м.
По информации уч. 43 ОК был введен в
сопровождение в 9час 13мин 54с ДВПП=346,988м, АзВПП=282
град 29'28", Н=42400м и сопровождался до Н=160м в 9час
24мин 21с.
Информация изделия Е-511 (уч.36) начала
поступать в 9час 15мин 27с ДН=191,281км, Аз=276 град
18'11", Н=36000м.
По информации уч. 36 ОК был введен в
сопровождение в 9час 15мин 44с ДВПП=163,817км, АзВПП=274
град 58'22", Н=34000м и сопровождался до Н=190м в 9час
24мин 20с.
По информации изд. Е-516В (уч. 37) ОК был
введен в сопровождение в 9час 22мин 59с ДВПП=14,120км,
АзВПП=66 град 57'33" и сопровождался до Н=10м
в 9час 24мин 38с. |
4.4.6. |
В процессе отработки и полета ОК
выявились следующие вопросы, определяющие
эффективность и надежность управления ОК. |
|
1. |
Определена потребность в траекторной
информации от систем комплекса "Вымпел" не
только на рабочих местах КДП-Ц, но и на ряде
других рабочих мест боевого расчета главной
оперативной группы управления и на большом
экране коллективного пользования, что должно
улучшить информационное обеспечение процесса
посадки и повысить его надежность. |
2. |
Накопленный опыт эксплуатации КДП-Ц
показал, что существенные конструктивные
отличия его рабочих мест от унифицированных
рабочих мест, принятых в ЦУПе, ограничивает
возможности расширения функций КДП-Ц и его
интеграции со средствами ЦУП. |
3. |
Опыт наведения самолета
оптико-телевизионного наблюдения на ОК по
информации радиолокационных средств комплекса
"Вымпел" (ТТЗ данная задача не
предусмотрена) показал недостаточность темпа
обновления координатной информации для
выведения СОТНа в точку встречи с ОК с требуемой
вероятностью. |
4. |
Оперативный контроль работы трассовых и
обзорных РЛС в процессе подготовки и штатного
полета ОК осуществлялся самолетом-лабораторией
ЛЛ Ту-134БВ, что весьма трудоемко и организационно
сложно. В то же время не использована возможность
размещения контрольных средств на существующих
мачтах универсального
комплекса "стенд-старт" (УКСС). |
5. |
Энергоснабжение ТРЛК на 42 и 43 участках
осуществляется от промышленной сети и дизелей,
которые не синхронизированы между собой. При
переключениях, вызываемыми отказами источников
энергоснабжения, возможны перерывы в работе
ТРЛК-10К до 10 минут. |
6. |
Работа изделий Е-511 и Е-516В на участках 36 и
37 осуществлялась от раздельных преобразователей
ВПЛ-30, подключенных к двум несинхронизированным
фидерам, что при переключении фидеров может
привести к перерывам в работе этих изделий. |
7. |
В процессе штатной работы форматы
отображения в КДП-А не учитывают специфику
работы штурманов-операторов, обеспечивающих
наведение СОТН на ОК. |
8. |
Послеполетная оценка точности работы
инструментальных и радиолокационных средств
комплекса "Вымпел" невозможна из-за
отсутствия на объекте 858/251 соответствующей
системы внешнетраекторных измерений. |
9. |
Информация КДП-УВД не используется
группой руководства полетами обычных ЛА
аэродрома "Юбилейный", в то время как
штатные средства УВД не обеспечивают наблюдения
летающих лабораторий и СОТН на траекториях,
аналогичных траекториям ОК, что снижает
эффективность ее работы и безопасность движения
ЛА в зоне аэродрома. |
|
|
4.5. |
При проведении дальнейших работ целесообразно:
1. |
Перенести время включения РО УВД на ПСП
с 1 ч 45 мин на 30 мин до КП с целью рационального
использования ресурса оборудования. |
2. |
Для наблюдения ОК на активном участке
траектории по вторичному радиолокационному
каналу ввести в состав систем "Сириус" и
"Кварц" фильтры, подавляющие гармоники,
воздействующие на РО УВД. |
3. |
Для исключения помех со стороны СОТН при
сопровождении ОК в последующих работах на ОК
использовать модернизированный ответчик РО
УВД-М, имеющий блок посадочных сигналов и
работающий с посадочным радиолокатором в
активном режиме. |
4. |
Разработать и внедрить в ЦУПе
аппаратуру:
- |
вывода траекторной информации системы
"Вымпел" на большой экран коллективного
пользования; |
- |
размножения и распределения форматов
отображения траекторией информации по рабочим
местам ГОГУ. |
|
5. |
Разработать и внедрить рабочее место
КДП-Ц, соответствующее требованиям УРМ с
цветными индикаторами. |
6. |
Разработать ТЗ и выполнить ОКР по
решению задачи обеспечения наведения СОТН с
рабочих мест системы "Вымпел" с
использованием средств РСБН, обеспечивающих
темп обновления информации 0,6 с. |
7. |
Для оперативного контроля работы
трассовых и обзорных РЛС и их юстировки, а также
для централизованного контроля РД-Н дальней зоны
установить на существующих мачтах УКСС антенны контрольного ответчика и
антенны аппаратуры выносного контроля средств
навигации. |
8. |
Обеспечить синхронную работу
энергоснабжения ТРЛК-10К на участках 42 и 43
одновременно от двух дизелей и энергосети. |
9. |
Обеспечить синхронную работу ВПЛ
изделий Е-511 участка 36 и Е-516В участка 37 при работе
от двух несинхронизированных между собой
фидеров энергоснабжения. |
10. |
Внедрить в вычислительные комплексы
КДП-А и КДП-Ц новую версию ПО в соответствии с
протоколом номер 432/135, утвержденным
предприятиями Лозино-Лозинского, Манучарова
22.06.88г.
Дополнительно улучшить алгоритм работы в части
- |
отображения длинных треков для всех
каналов сопровождения; |
- |
отображения признака масштаба высоты в
таблице параметров; |
- |
воспроизведения информации с БМЛ с
целью повышения его защищенности от сбоев
аппаратуры. |
|
11. |
Оснастить основной и запасные аэродромы
системой внешнетраекторных измерений для оценки
точности штатной работы радиотехнических
систем. |
12. |
Решить вопрос подключения каналов
радиосвязи к пультам КДП-УВД, выпустить
инструкцию по работе группы руководства
полетами на КДП-УВД в процессе испытательных и
штатных полетов и обеспечить использование
КДП-УВД при полетах в районе аэродрома
"Юбилейный". |
|