Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/vrdu.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:20:27 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Конструкция "Бурана" - воздушно-реактивная двигательная установка (ВРДУ)
Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Вопросы безопасности экипажа "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Конструкция > планер Бурана > ВРДУ

 
КОМПОНОВКА:

- 3D "Буран"

- компоновка кабины

- СОИ

 

АЭРОДИНАМИКА

 

ПЛАНЕР "БУРАНА":

- НЧФ-1 (Ф-1)

- СЧФ (Ф-2)

- крыло

- ВРДУ

- киль

- материалы

 

ИЗДЕЛИЕ 1.02

ИЗДЕЛИЕ 2.01

ИЗДЕЛИЕ БТС-0.02

ИЗДЕЛИЕ ОК-МТ

ИЗДЕЛИЕ 0.04

ИЗДЕЛИЕ 0.06

 

ТЕПЛОЗАЩИТА:

- элементы

- раскрой

- условия работы

- первый полет

- обгорание

- повреждения

 

СИСТЕМЫ ПЛАНЕРА:

- ВСУ

- гидросистема

- посадочные устройства

- прочие системы

 

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ:

- ОДУ

- управления

- жизнеобеспечения

- электроснабжения

- радиотехническая

- средства обеспечения работ с полезным грузом

 

СМЕННЫЕ ОТСЕКИ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

 

Информация о книге В.Лукашевича и И.Афанасьева "Космические крылья"

 

переход к общему описанию Планера переход к Головной Части Фюзеляжа(Ф-1) переход к Модулю кабины конструкция крыла переход к Средней Части Фюзеляжа (Ф-2) переход к Воздушно-реактивной двигательной установке конструкция киля посадочные устройства

 

Воздушно-реактивная двигательная установка орбитального корабля "Буран" (11Ф35)

 

Промежуточный вариант "Бурана" предусматривал установку воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Это обусловливалось тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на территории бывшего СССР, и в течении суток возникало достоточно много "глухих" витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран" создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно" к границам СССР, Куба же была слишком близка к территории потенциального противника), либо повысить энерговооруженность атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы выбрали второй путь.

Взлет на форсаже Су-33
Взлет на форсаже палубного истребителя Су-33 (Су-27К)
Двигатель АЛ-31Ф
Двигатель АЛ-31Ф на транспортировочной тележке

В качестве двух ВРД для установки на орбитальном корабле "Буран" был выбран хорошо зарекомендовавший себя на истребителе Су-27 ТРД АЛ-31Ф разработки КБ им.А.Люльки. Двигатель развивает стендовую тягу 12500 кгс на режиме "полный форсаж" и 7770 кгс - на режиме "максимал". Удельный расход топлива на максимальном режиме работы 0.75 кг/(кгс*ч), на форсаже - 1.92 кг/(кгс*ч), минимальный крейсерский удельный расход топлива составляет 0.67 кг/(кгс*ч). Высоконапорный двухкаскадный компрессор обеспечивает 23-кратное сжатие поступающего воздуха при расходе его 110 кг/с и степени двухконтурности около 0.59. Температура газов перед турбиной 1665њК. Сухая масса двигателя 1530 кг, удельный вес 0.122; габаритная длина - 4950 мм, максимальный диаметр - 1180 мм, диаметр входа - 905 мм.

С двигателей сняли ставшую ненужной для бурановских режимов полета форсажную камеру, разместив их сверху в хвостовой части фюзеляжа по бокам от киля в аэродинамически затененном (на участке гиперзвукового полета) месте. Наличие двух ВРД значительно увеличивало располагаемую боковую дальность при спуске с орбиты и упрощало управляемую посадку.

Однако при всех выгодах наличие ВРД породило и ряд существенных проблем:

- сами ВРД было необходимо либо серьезно дорабатывать для того, чтобы двигатели могли безвредно переносить ракетный старт и длительное воздействие факторов космического полета (космического вакуума, перепадов температур и т.д.), либо организовывать защиту от вредных воздействий;

- возникали серьезные технические проблемы, связанные с запуском двигателей в разреженных верхних слоях атмосферы на большой скорости (необходимость подпитки кислородом и т.д.) при возвращении корабля после космического полета. Решение всех проблем, равно как и доработка двигателей, приводила к росту стоимости и существенному увеличению сложности и сроков доводочных работ;

- наличие на борту двух ВРД требовало оснащение штатного орбитального корабля дополнительными авиационными системами (топливной с запасами керосина на борту, системами управления двигателями, пожаротушения и др.), что наряду с весовыми потерями и изменениями центровки уменьшало эффективность ОК как транспортоного средства.

Установка двух "штатных" ВРД на орбитальном корабле "Буран" (но не их запуск при возвращении из космоса) была отработана в реальных атмосферных полетах на самолете-аналоге БТС-02 ГЛИ (Большое Транспортное Судно второе для Горизонтальных Летных Испытаний). Двигатели размещались в специальных, несколько утопленных в фюзеляж мотогондолах, оборудованных закрывающимися крышками и покрытых штатной плиточной теплозащитой.

 

Технологическое членение мотогондолы "штатного" ВРД "АЛ-31 (агрегат ВРДУ) изделия 11Ф35:
Оболочка ВРДУ Каркас (силовой набор) ВРДУ
Слева - оболочка, справа - каркас (силовой набор):
1 - передняя заглушка; 2 - носок; 3 - шпангоут О; 4 - панели; 5 - панели ЦЧ; 6 - шпангоут ?12; 7 - шпангоут ?12А; 8 - панели; 9 - шпангоут ?13; 10 - задняя заглушка; 11 - лонжероны; 12 - шпангоуты.

 

Характеристики Технологические параметры
   Габариты, мм:    Применяемые материалы:
     - длина 5023      - алюминевые сплавы 1201, Д16чТ1
     - ширина 1384      - титановые сплавы ВТ-23, ОТ4-1
     - высота 1564      - стали 30ХГСНА, 15Х16К4Н2МВФАБ, О7Х16Н6, 95Х18, 12Х18Н10ТМ, 6ОС2А
   Вес, кг ~400    Неметаллы:
        - резиновая смесь ИРП1118
        - резина 51.1447
        Виды соединений: сварные (ААрДЭС), заклепочные и болтовые

 

Поскольку программой испытаний самолета-аналога БТС-02 ГЛИ предусматривался обычный самолетный взлет с ВПП аэродрома, а энерговооруженности двух нефорсированных ТРД АЛ-31 (2х7770 кг) не хватало, конструкторы установили еще два форсированных ТРД АЛ-31Ф (2х12500 кг) в обычных мотогондолах по бокам фюзеляжа, создающих небольшой кабрирующий момент для облегчения взлета (наряду с носовой стойкой шасси увеличенной высоты).

 

al31-2.gif (39564 bytes) al31-1.gif (32786 bytes) al31-3.gif (30541 bytes)
Хвостовая часть   фюзеляжа самолета-аналога БТС-02 ГЛИ:

(слева - подготовка к полету, в центре - вид сбоку-спереди, справа - вид из задней полусферы).

Условные обозначения:
1 - крышка-заглушка воздухозаборника "штатного" двигателя в открытом положении; 2 - мотогондола "штатного" двигателя АЛ-31 с имитацией внешней теплозащиты; 3 - мотогондола-обтекатель дополнительного форсированного двигателя АЛ-31Ф; 4,9 - имитаторы двигателей орбитального маневрирования; 5 - расщепленный воздушный тормоз - руль направления; 6 - стропы тормозного парашюта; 7 - выходное устройство - сопло "штатного" двигателя АЛ-31; 8 - регулируемое сопло форсированного двигателя АЛ-31Ф; 10 - балансировочный щиток; 11 - наземный персонал; 12 - "штатный" двигатель АЛ-31 в мотогондоле, вид сзади; 13 - отсек тормозного парашюта; 14 - хвостовые блоки ОДУ с имитацией двигателей управления

 

К первому полету "Бурана" двигатели АЛ-31 были еще не готовы - не успели отработать их раскапсюлирование на этапе сверхзвукового спуска в атмосфере и запуск после пребывания в ваккууме.

Сравнение промежуточного и окончательного вариантов орбитального корабля

 

С другой стороны, грузоподъемность РН "Энергия" ко второму запуску осенью 1988 года еще не отвечала заложенным требованиям и существовал дефицит массы полезного груза, что подтверждает в своем письме заместитель Главного конструктора НПО "Энергия" Игорь Садовский. Поэтому, учитывая также все факторы технического риска, связанные с первым испытательным полетом "Бурана", от использования ТРД в первом полете 15 ноября 1988 года отказались.

 


Демонтах шпангоутов мотогондолы и арматуры для крепления ТРД АЛ-31

Подготовка образовавшихся после демонтажа мотогондол ниш для зашивки

Приборная доска в командном отсеке. РУД ВРДУ внизу по центру между двумя рабочими местами пилотов

РУД ВРДУ крупныи планом

 

Однако в связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов уже шло полным ходом, конструктивно-силовую схему планера менять было поздно и ниши в ХЧФ под установку двигателей (см. фотографии) зашили панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием. Снятие ВРДУ с летных экземпляров ОК потребовало повторных продувок в аэродинамических трубах (изменился характер обтекания ХЧФ) и небольших доработок (возросли аэродинамические нагрузки на вертикальное оперение и изменилась центровка орбитального корабля). Снятие двигателей не повлекло внутренние изменения конструкции корабля, поэтому в первом полете в командном отсеке на центральной консоли (между центральным пультом и панелью приборной доски N5) между креслами пилотов остались даже спаренные РУД (рычаги управления двигателями).
Успешный первый полет и безмоторный спуск в атмосфере подтвердил правильность принятых решений, но вопрос применения двух ТРД АЛ-31 в последующих полетах остается открытым. В будущем, что согласно И.Садовскому, для расширения маневренных возможностей на участке атмосферного спуска на орбитальных кораблях двигатели АЛ-31 могли быть снова установлены.


А эта иллюстрация не имеет никакого отношения к воздушно-реактивной двигательной установке и представлена здесь просто так, чтобы вы могли поиграть створками грузового отсека :)

Закрыть створки ОПГ (кликабельно)   Открыть створки ОПГ (кликабельно)


 

 

История создания

- История создания "Бурана";

- Полет "Бурана";

- Описание "Бурана" в книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева: 1946-1996";

- Описание "Бурана" в книге Б.И.Губанова "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления Главного конструктора";

- Глава "Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" из книги В.Е.Гудилина, Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы"

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.