Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/tribuna.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 00:03:33 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: hst |
Трибуна
17 февраля 2001 года
Экспедиции на Луну повергли в шок высшее руководство страны. Десять лет СССР доказывал всему миру, что мы первые в космосе, и вдруг, как с горечью говорил Главный космический конструктор Сергей Королев, "нам уготовано второе, но почетное место в космосе".
Полет Нейла Армстронга на Луну стал реваншем за старт Юрия Гагарина. Теперь уже Америка вышла в лидеры, и согласиться с этим в Кремле не могли.
Так космическая индустрия СССР начала работать не на науку, а на политику и политиков. Рождается проект "Лунной базы", на которой будут работать до 12 человек. Зачем? Внятно никто этого не мог объяснить. Потом начались бесчисленные полеты орбитальных станций. "Салюты" сменялись "Алмазами". Фирма Королева конкурировала с фирмой Челомея в бессмысленном соревновании быть первыми, а для науки в космосе места становилось все меньше. Куда там: надо бы на орбиту, на станции пушки расставить. И стрелять. Куда? Зачем?
А тут американцы начали осваивать "Шаттлы". Многоразовые корабли - разве это не мечта конструктора? Военные сразу же усмотрели в этих "Шаттлах" опасность для себя: а что если они будут участвовать в сражениях третьей мировой войны?! "Бураном" и ответили американцам.
В феврале 1976 года было создано НПО "Молния" - головное конструкторское бюро по "Бурану". Оно относилось к Министерству авиационной промышленности, так как "Буран" был назван "орбитальным самолетом", да и у космических конструкторов были свои заботы.Директором объединения и Генеральным конструктором "Молнии" был назначен Г.Е.Лозино-Лозинский.
Недавно случился юбилей у нашего общего знакомого, и мы оказались рядом за столом с Генеральным конструктором. Разговорились. Я рассказал о том, что однажды попал на имитатор посадки "Бурана". Несколько раз я пытался посадить "космическую птичку", как ласково называли ее инструктора, но постоянно "разбивался" - очень уж сложным было управление. Впрочем, Игорь Волк, возглавлявший группу пилотов "Бурана", делал это, конечно же, легко и уверенно. Тогда Игорь сказал мне, что в реальном полете он обязательно посадит "птичку" и что он настаивает, чтобы уже при первом старте, который планируется в автоматическом варианте, на борту был пилот.
- Он и вам доказывал это? -спросил я у конструктора.
- Во многом Волк был прав. - ответил Г. Лозино-Лозинский. - Система "Энергия" -"Буран" очень сложна, а потому полной уверенности, что все сработает четко, честно говоря, не было. Конечно же, присутствие такого опытного пилота, как Игорь Волк, было бы весьма полезным. Однако мы не имели права рисковать им...
В ноябре 1988 года "Буран" слетал в космос идеально: пожалуй, за всю историю нашей космонавтики не было столь четко выполненного полета. Но он оказался первым и единственным. Экономика страны уже надорвалась, да и не было научной программы, во имя которой нужно было летать в космос.
- Но годы, ушедшие на создания "Бурана", - считает конструктор, - не были потрачены напрасно. Мы доказали, что способны создавать самую сложную космическую технику. И во-вторых, появилось несколько сотен уникальных технологий, которые используются сегодня во многих отраслях промышленности. То, что мы еще держимся на передовых рубежах технического прогресса в космонавтике, бесспорно является последствием работы над "Бураном", в которой были задействованы десятки предприятий и институтов страны.
"Буран" сегодня виден издалека: он застыл в Парке имени Горького в Москве. И издалека напоминает гигантскую ископаемую птицу, что-то вроде птеродактиля, по которой сегодня можно изучать задумки и свершения наших не столь отдаленных предков. А обойдется вам это всего лишь в 70 рублей: ровно столько стоит сегодня вход на аттракцион по имени "Буран" за имитацию полета в космос.
Владимир ГУБАРЕВПереход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru