Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str94.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:48:29 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http www.astronet.ru db msg 1186753
заметка от 17-02-2003 (о сайте)

Калининградская правда
26 июля 2003 года, N 179-180

Как это было

Научные исследования, проведенные в НПО "Энергия" в 1974-1975 гг., легли в основу правительственного постановления от 17 февраля 1976 года "О создании многоразовой космической системы (МКС) в составе: разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира, комплекса управления и других систем, обеспечивающих выведения на орбиты высотой до 200 км полезных грузов массой до 30 тонн". Постановление послужило началом работ над рекетой-носителем (РН) тяжелого класса - "Энергия", ставшей основной частью МКС "Энергия-Буран".

 В результате была разработана двухступенчатая РН ракетной схемы с параллельным размещением ступеней и боковым закреплением полезного груза. Вокруг центрального блока второй ступени (блок Ц) располагались попарно четыре блока первой ступени (блок А) и блок полезной нагрузки.

Эта схема расположения ракетных блоков обладала необычайной универсальностью, что позволяло выводить разнообразные пилотируемые орбитальные корабли и беспилотные космические аппараты, и давала дополнительные возможности для создания на ее базе целого ряда РН грузоподъемностью от 10 до 200 тонн путем изменения количества и компоновки ракетных блоков.

Основу блока А составила доработанная и унифицированная модульная часть ракеты- носителя среднего класса "Зенит". РН "Зенит" была способна самостоятельно выводить на орбиту легкие спутники. Но при компоновке четырех ракет с центральным блоком возникла серьезная проблема, при решении которой я предложил качественно новый механизм крепления и разделения ступеней. Впервые намечалось отделять блоки А попарно от блока Ц. Затем пары блоков А разделялись на отдельные блоки и каждый блок на парашютах должен был опускаться на Землю. Для амортизации удара о землю были применены посадочные устройства, подобные тем, которые испытывались для Лунного корабля проекта НI-ЛЗ. Посадочные устройства размещались под обтекателями, створки которых были изготовлены впервые из углепластика на Сызранском заводе пластмасс. Многоразовое использование блоков А значительно удешевляло бы весь проект.

Помимо выведения орбитального самолета "Буран", исходя из принципа универсальности, созданная нами РН предназначалась и для аппаратов по дальнейшему освоению Луны, Марса и т. д.; очищения космического пространства от "мусора". А на базе разработанной в НПО "Энергия" унифицированной космической платформы для геостационарных спутников была предложена система дистанционного зондирования земной поверхности для сбора и передачи различной информации по изучению природных ресурсов нашей планеты, экономической обстановки, гидрометеорологического мониторинга, состояния Солнца и т. д. Все это позволяло создать высокоэффективную систему обзорного оперативного наблюдения. А вывод этой РН 4-6 тяжелых спутников связи позволяет создать глобальную международную сеть спутниковой связи, что существенно уменьшает число действующих сейчас спутников и разгружает геостационарные орбиты. Всего же на основе разработок МКС было предложено более 600 вариантов ее применения в различных отраслях народного хозяйства. МКС "Энергия-Буран" отличалась своей универсальностью от своего американского аналога "Спейс-Шаттл" и могла дать государству экономический эффект около 6 млрд рублей (в ценах 1989 г.). Но кризис, охвативший наше общество, не дал осуществиться этим расчетам.

В противовес нашим американский проект реализовался. Челнок "Колумбия" первым начал орбитальные полеты с 1981 года. Но 1 февраля 2003 года, уже второй раз за 17 лет, человечество было потрясено гибелью американских астронавтов в результате катастрофы старого челнока "Колумбия", случившейся за 16 минут до посадки.

Очевидно, ресурс многоразовой работоспособности шаттлов был явно завышен. Перед американскими партнерами по полетам на Международную космическую станцию встанет серьезная проблема по определению безопасного ресурса для каждого шаттла в отдельности.

После закрытия программы "Энергия-Буран", которая была по объему грузоперевозок сравнима с американскими "Спейс-Шаттлами", у нас еще остались, слава Богу, "Союзы" и "Прогрессы".

Наш "хоть и мал золотник, но дорог", а сейчас стал еще "дороже" и необходимее для поддержания жизнеспособности Международной космической станции.

Сталь ДЕНИСОВ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru