Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str88.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:17:52 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: satellite
статья от 07-12-2002 (о Хороле)

Новые Известия (Москва)
7 декабря 2002 года, N 221

Проблема северного завоза будет решена

Секретный в прошлом аэродром свяжет "материк" с Чукоткой

В Приморье специалисты приступили к обследованию состояния одного из самых секретных в недавнем прошлом аэродромов в районе поселка Хороль, предназначавшегося для "запасной" посадки советского челнока "Буран". Цель работ - оценить возможность использования взлетно-посадочной полосы и сооружений для приема-отправки тяжелых транспортных самолетов, которые можно было бы использовать, в частности, для обеспечения северного завоза. Сейчас доставка топлива, продовольствия и прочих грузов в районы Крайнего Севера происходит морским путем и ограничена временем навигации. Создание устойчивого авиамоста может кардинальным образом решить проблему оторванности Чукотки и других районов арктического побережья от "материка". К тому же Приморье получит аэропорт, который может принимать любые типы современных самолетов.

Аэродром по-прежнему находится пока в ведении Министерства обороны, представители которого отказываются давать комментарии по поводу перспектив его использования. Специалисты транспортного департамента администрации Приморского края тоже оказались в неведении по поводу работы комиссии.

- Мы слышали о начале работ, но с нами никто ничего не согласовывал и не обсуждал, - сказал вашему корреспонденту Александр Лашин. - Это и неудивительно, аэродром военный.

По словам представителей авиакомпании "Владавиа", основной гражданский аэропорт края "Владивосток" при "небольшой доработке" тоже может принимать у себя любые самолеты. Но эта "доработка" требует достаточно серьезных финансовых вливаний. Необходимо как минимум укрепить и удлинить взлетно-посадочную полосу для приема большегрузных самолетов и реконструировать рулежную дорожку, чтобы им было не тесно на поворотной площадке. Аэродром и сейчас может принимать отечественные аэробусы типа Ил-86. Но все равно он проигрывает расположенному по соседству аэродрому "Кневичи", через который недавно в Якутск отправлялась тяжелая японская техника для добычи алмазов.

Хорольский аэродром долгое время окутывала завеса тайны. Вначале он использовался в качестве аэродрома временного базирования бомбардировщиков Ту-95МР тяжелой бомбардировочной дивизии. Потом стал пунктом базирования отдельного полка авиации ВМФ. Самолеты морской разведки Ту-95РЦ (на рисунке слева) до середины 90-х годов несли службу над просторами Тихого океана, искали американские подводные лодки и контролировали военные базы в Японии и Южной Корее. Кроме того, на аэродроме базировались Ту-16 авиации Тихоокеанского флота и истребители ПВО. Но это все в прошлом. Правда, часть старой техники так и осталась на аэродроме, а списанные в запас летчики создавали кооперативы по ее утилизации.

Но слава хорольского аэродрома связана, конечно, с космическим кораблем многоразового использования "Буран". Когда была принята программа создания "Бурана", для него определили дополнительно два запасных аэродрома - восточный и западный. Западный - под Симферополем, а восточный - в Приморье.

Именно в восьмидесятые годы аэродром подвергся серьезной реконструкции. Была удлинена посадочная полоса. Но, самое главное, на аэродроме было поставлено оборудование комплекса радиотехнической системы навигации, контроля траектории и управления "Бурана". Эта система носила название "Вымпел". Приморцы были поражены появлением мощных антенн и локаторов, которые хорошо просматривались в приханкайской степи. О "Буране" тогда еще никто не знал, а локаторы и антенны объявили "станцией слежения за космосом", что в принципе было недалеко от истины.

Первый запуск "Бурана" произошел 15 ноября 1988 года. До сих пор точно неизвестно, был ли готов навигационный комплекс к его полету или нет. По словам очевидцев, "аппаратура была запущена, но еще не введена в строй". Требовалось время для ее налаживания.

После развала Советского Союза все специалисты "космического профиля" из Хороля уехали, а оборудование было законсервировано. Сокращение стратегической авиации и авиационных частей Тихоокеанского флота нанесло серьезный удар по аэродрому. Он почти перестал использоваться. Местное население кинулось выкапывать кабели связи и отвинчивать все, что можно продать хотя бы на металлолом. Если поколесить по сельским дорогам между Хоролем и озером Ханка, то с некоторых холмов открывается прекрасный вид на аэродром. По длиннющей взлетно-посадочной полосе теперь гоняют на машинах местные жители на спор, кто быстрее. Да приезжают сюда покататься и сфотографироваться молодожены, потому как других исторических объектов в Хороле нет.

Андрей КАЛАЧИНСКИЙ,
г.Владивосток


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru