Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str28.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 21:41:13 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Социалистическая
индустрия
20 ноября 1988 года
"Буран" летит на Байконур |
Испокон веков в авиации считали, что груз лучше перевозить внутри самолета. Случались попытки отойти от этого непреложного правила, но воспринимались они скорее как курьез.
И вот 6 января 1982 года. День в истории авиации, без преувеличения, знаменательный. Экипаж в составе А.Кучеренко, Н.Генералова, С.Соколова, И.Симухина, В.Падукова, Б.Айзатулина впервые совершает полет на самолете, навьюченном огромным баком. Подобного зрелища авиационные специалисты не видели более полувека - с тех пор, как в небо поднималась "авиаматка" с несколькими истребителями на фюзеляже и под крылом, - так называемый "Цирк Вахмистрова". Но тогда хоть было ясно, кто кого несет. Здесь же - полная иллюзия, что не самолет везет огромный бак, а наоборот. Ведь диаметр груза превышал диаметр фюзеляжа в два с лишним раза.
Зачем потребовались подобные эксперименты? Дело в том, что еще в семидесятых годах возник вопрос: как доставить с заводов-изготовителей на Байконур крупные узлы ракеты-носителя "Энергия" массой до 40 тонн и диаметром 8 метров, а также корпус космического корабля многоразового использования "Буран". Рассматривались различные варианты. Железной дорогой практически невозможно - слишком велики габариты груза. По шоссе и бетонке - тоже нереально, не прокладывать же специальное полотно, поднимать линии электропередачи, реконструировать мосты и путепроводы. По воздуху? Нет транспортных самолетов с такими размерами грузовых отсеков. Даже знаменитому "Руслану", появившемуся позже, подобное не по плечу. Однако другого пути доставить груз не было - только по воздуху, на самолете с высокими аэродинамическими характеристиками. Таким оказался тяжелый стратегический бомбардировщик 201М, созданный известным авиаконструктором В.Мясищевым. Его коллективу и было поручено это задание. Сроки поставили жесткие.
Проще всего казалось разработать специальный контейнер, который расположится на "спине" самолета или вообще заменит фюзеляж. Но вскоре стало ясно - это потребует очень много времени и будет дорого стоить. И тогда в коллективе родилась дерзкая идея - отсеки "Энергии" и "Буран" разместить прямо на фюзеляже. Подобное было столь необычно, ставило многие устоявшиеся представления с ног на голову, что поначалу идею приняли лишь немногие оптимисты. Споры разгорались нешуточные. Однако в технике принято руководствоваться не эмоциями, а фактами. А они говорили - попытаться стоит, если, разумеется, закрыть грузы специальными обтекателями.
Изучение аэродинамической интерференции, аэроупругости, прочности, устойчивости, поиски оптимального расположения отсеков ракеты и корпуса орбитального корабля на самолете... Это было только начало. Полностью изменили конструкцию фюзеляжа межконтинентального бомбардировщика, систему управления, усилили крыло, установили более мощные двигатели. Для устойчивости в пути вместо однокилевого вертикального оперения сделали разнесенное двухкилевое с огромными концевыми шайбами. Между ними и удалось пропустить мощнейшие вихри от взаимодействия груза и самолета. По сути, создали новую машину, без доработки остался только каркас кабины акипажа.
Но возникали все новые сложности. Проблема нанизывалась на проблему. К примеру, тонкостенные баки ракеты способны воспринимать нагрузки только в осевом направлении, будучи заправленными под давлением. А перевозить их предстояло лежащими на опорах и, конечно же, пустыми. Появилась вероятность опасных автоколебаний самолета с грузом. Баки решили предварительно наддуть. Но если вдруг во время полета случалась утечка, энергетика самолета не могла поддерживать в них заданного давления. Баки пришлось герметизировать с тщательностью медицинских ампул.
Это, в свою очередь, породило проблему непрерывного контроля. Потребовалась система, которая различала бы, отчего падает давление: из-за снижения температуры на высоте или от разгерметизации?
Коллектив авиаконструкторов трудился в тесном контакте со специалистами по космической технике И.Садовским, А.Тохунцем, В.Бурдаковым, А.Лысяковым. Решения принимались неординарные, осуществлялись самые смелые предложения. Трудились, забывая об отдыхе, в сверхнапряженном темпе.
Задание было выполнено вовремя. В первых числах апреля 1982 года, за неделю до назначенного срока, новый самолет ВМ-Т доставил на космодром бак "Энергии". Авиамост завод-Байконур был наведен, впервые в мире начались регулярные рейсы по транспортировке конструкций столь внушительных габаритов.
Так что же, уникальный самолет так и будет служить лишь для перевозки космических грузов? Подобное было бы просто не по-хозяйски. На наш взгляд, он дает жизнь новому направлению в развитии транспортной авиации. Прорабатываются разные варианты использования ВМ-Т в народном хозяйстве. Скажем, вполне реально перевезти за один рейс в виде контейнера целый вахтовый поселок на 700 квадратных метров.
Может быть, пройдет не так уж много времени, и "двухэтажные" самолеты станут для нас столь же привычными, как трудяги "ИЛы" и "АНы". Жизнь порой опережает самые смелые предположения - можно привести немало примеров, когда технические решения, еще вчера казавшиеся уникальными, сегодня становятся привычными.
В.Корчагин,
P.S. web-мастера: см. также
Web-master: їВадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru