Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str25-1.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:16:45 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: enceladus
Библиография стр25-1

Воздушный транспорт
17 ноября 1988 года

"Буран"? Огромная работа!
Об особенностях конструкции космолета "Буран" и сверхмощного носителя "Энергия" наш корреспондент беседует с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза А.СЕРЕБРОВЫМ.

- Александр Александрович, всего пятьдесят одна секунда оставалась до первого пуска универсальной ракетно-космической системы "Энергия-Буран", когда предстартовый отсчет был прекращен...

- Да, компьютер стартового комплекса зафиксировал, как мы говорим, нештатную ситуацию в работе одного из агрегатов этого комплекса. Моментально была приведена в действие система аварийное защиты. Режим запуска был тут же прерван, и испытательный старт системы, в ходе которого на орбиту должен был выйти транспортный космический корабль многоразового использования "Буран", отложили. Как потом на Байконуре объяснил журналистам начальник испытательного управления космодрома В.Гудилин, блок приборов системы, обеспечивающей точную установку гироскопов "Энергии", не отошел от корпуса ракеты на достаточно безопасное расстояние. По-видимому, виновата не электроника, а механика. Хотя, конечно, трудно окончательно сказать, в чем причина. "Бурая" и "Энергия" - настолько сложные системы, что я, например, ни за что бы не согласился сейчас учиться на пилота "Бурана". Просто дух захватывает от объемов новых знаний, которые предстояло бы освоить.

- А на бортинженера согласились бы?

- Скажем, космонавта-исследователя. С удовольствием, если мою кандидатуру посчитают достойной для полета. Постараюсь, как говорят, доверие оправдать.

- Не будет большой неточностью предположить, что каждый из нас сейчас вольно или невольно сравнивает системы "Энергия-Буран" и "Спейс Шаттл". В отличие от орбитальных ступеней американцев, например, многоразовых транспортных космических кораблей "Колумбия", "Атлантис", "Дискавери", наш "Буран" может совершать посадку в автоматическом режиме. Именно так было сказано в сообщении о программе испытательного полета. Ведь это фантастика - без пилотов, сам по себе орбитальный корабль-"самолет" абсолютно точно касается бетона посадочной полосы близ места старта...

- Потому-то его так долго строили, понимаете? Тут дело далеко не в копировании заокеанской системы. Создание космической техники не гонка, а напряженная творческая работа в течение длительного времени, где главным критерием является качество. Система "Энергия-Буран", как сказал на митинге на космодроме Байконур перед началом предстартового отсчета главный специалист по многоразовым системам, представитель МО СССР А.Максимов, по своей значимости сопоставима лишь с запуском первого искусственного спутника Земли. Каждый может сравнить, если уж вы затронули этот вопрос, ее и "Спейс Шаттл". Наша ракета может носить не только орбитальную ступень в виде самолета, но и любую другую полезную нагрузку. Это важно для мирного освоения космического пространства. "Энергия" имеет жидкостные двигатели "кислород-керосин" и "кислород-водород", которые экологически гораздо чище твердотопливных ускорителей "Шаттлов". Все элементы нашего носителя в перспективе могут использоваться многократно (топливный бак, к которому крепятся твердотопливные ускорители, у американцев сгорает в твердых слоях атмосферы). Боковые "движки" "Энергии" на сегодня - самые мощные в мире, тяга каждого у земли 740 тонн, в пустоте 806 тонн. Блоки первой ступени могут использоваться как самостоятельные ракеты-носители, неся десятитонные перспективные грузовые корабли.

Аэродинамическая и весовые характеристики орбитальных кораблей "Буран" и, например, "Атлантис", примерно одинаковы, да и геометрические тоже. Но "Энергия" выводит "Буран" на орбиту с гораздо более высоким наклонением, чем это делает "Спейс Шаттл". Возможность автоматической посадки "Бурана" делает систему независимой от погодных условий, исключает необходимость большого количества запасных посадочных площадок. Американские коллеги каждый раз держат в готовности посадочные полосы в Испании, Африке, Японии...

- По телевидению наш многоразовый транспортный космический корабль очень красив. Каковы его истинные размеры?

- Длина "птички", как ласково называют орбитальную ступень, около сорока, высота более шестнадцати метров. Диаметр фюзеляжа 5.6 метра. В грузовой отсек могут войти две легковушки типа нового "Москвича", да еще место останется.

Беседовал А.Филиппов, наш корр.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru