Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str211.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:14:02 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п
Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем
Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Республика Башкортостан (г.Уфа)
?66, 6 апреля 2011 года

 

Уфимская "Молния" смогла "зажечь" "Буран"

 

Системы зажигания, созданные на предприятии, безотказно работают и по сей день

Один из крупных и амбициозных проектов в истории отечественной космонавтики - комплекс "Энергия-Буран", совершивший в ноябре 1988 года свой единственный полет. А до этого успешно стартовала с эквивалентом полезной нагрузки ракета-носитель "Энергия". Несмотря на то, что все оборудование космического комплекса отработало полет в штатном автоматическом режиме без нареканий, дальнейшего развития программа, увы, не получила. Один экземпляр орбитального корабля, который использовался для прочностных испытаний, позже был превращен в аттракцион в Москве, а два других законсервированы на Байконуре. Всего было изготовлено несколько образцов "Буранов" для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений.

 

Примечание web-мастера: Полный перечень летных кораблей и изготовленных макетов.

В московском парке культуры на набережной Москвы-реки установлена сборка из различных агрегатов изделий, предназначавшихся первоначально для разных целей. В эту сборку вошли:

- фюзеляж изделия 0.11, использовавшегося для статических испытаний с НПО "Молния" (проводились в обеспечение строительства орбитальных кораблей второй серии - 2.01, 2.02, 2.03, по дополнительному заказу);

- правая консоль крыла изделия 0.05, построенного для тепловакуумных испытаний;

- левая консоль крыла летного изделия 2.03;

- вертикальное оперение (киль) изделия 0.11

 

При создании "Бурана" было разработано свыше 600 новейших технологий. Ряд технических решений используется в российской ракетно-космической технике сегодня, а часть предположительно будет использоваться в перспективе. К последнему направлению относятся системы электрического зажигания, созданные Уфимским научно-производственным предприятием "Молния".

 

ФГУП УНПП "Молния" ведет свою историю с 1940 года, когда постановлением правительства в числе мер по развитию оборонной промышленности на базе Московской мебельной фабрики, изготовлявшей деревянные авиационные пропеллеры, был создан специализированный завод ? 161 по выпуску систем зажигания - магнето и свечей. На заводе было сформировано КБ, которое разрабатывало авиационные свечи нескольких типов и магнето на базе зарубежных образцов фирм "Бош" и "Чемпион".

В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Уфу и разместился на территории авторемонтных мастерских по улице Аксакова. Пришедшие 290 железнодорожных вагонов в условиях нехватки техники разгружались вручную на трамвайные платформы и конные повозки. Одновременно заводчане начинали монтировать оборудование. Вскоре единственное предприятие в стране по выпуску свечей изготовило первую партию продукции, которая, естественно, ушла на фронт для оснащения танков и самолетов. После войны предприятие освоило производство систем зажигания для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и стало ведущим предприятием в СССР по их разработке. Все летательные аппараты с ГТД, а это практически все самолеты и вертолеты, произведенные в СССР, оснащались системами зажигания, разработанными на УНПП "Молния".

 

- Космическим направлением УНПП "Молния" обязано энтузиастам Виктору Опескину и Владимиру Гладченко, - рассказывает ведущий конструктор систем зажигания "Молнии" Андрей Мурысев, участвовавший во всех проектах по космическому комплексу "Энергия-Буран". - В 1960-х годах они взяли на себя тяжелую ношу, начав проведение НИОКР по разработке систем зажигания для двигателей космических кораблей. Экспериментальные работы с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) принесли свои плоды в виде научно-технической базы для конкретных проектов, в частности, агрегатов и свечей зажигания для ЖРД с многоразовым запуском.

 

С середины 1970-х годов на предприятии были развернуты работы по созданию систем зажигания для космического комплекса "Энергия-Буран". Это время можно назвать началом следующего этапа развития направления зажигания. Жесткие требования к надежности в условиях эксплуатации при температурах от минус 250 до плюс 650 градусов Цельсия и при давлении от вакуума до нескольких сотен атмосфер потребовали много лет самого напряженного труда. Проведены комплексные научные исследования, найдены новые методы контроля работоспособности систем зажигания. Были разработаны принципиально новые для производства технологические процессы и материалы, что было бы невозможно без энтузиазма коллектива предприятия и таких вдохновленных людей, как главный металлург предприятия Александр Супицкий.

- Главным условием было обеспечение надежности оборудования, - говорит заместитель генерального директора - заместитель главного конструктора по системам зажигания Александр Краснов. - Оно должно было выдерживать высокие вибрационные нагрузки и большую скорость изменения температуры, оставаясь взрывобезопасным, а зажигание для "Бурана" - обладать еще и большим ресурсом при работе во всех условиях полета.

Сам Александр Владимирович пришел на предприятие после окончания авиационного техникума в 1969 году техником-конструктором, а позже, в 1976 году, окончив институт, стал работать инженером, ведущим инженером по проекту "Энергия". Человек немногословный и спокойный, он вдумчиво рассказывает о работе предприятия, показывает образцы оборудования, теперь уже музейные экспонаты.

 

Разработка систем зажигания велась отдельно по ракете-носителю и пилотируемому кораблю, так как двигатели ракеты-носителя запускались только на земле и работали на жидких водороде и кислороде, а двигатели "Бурана" запускались многократно на всех высотах и работали на углеводородном горючем и кислороде. Комплекс оснащался четырьмя агрегатами СК-44-3Б и 16 свечами, предназначенными для воспламенения топливных компонентов в двигателях РД-0120 ракеты-носителя "Энергия". Эти агрегаты выдерживали высокие вибрации, имели встроенную телеметрию, системы обеспечения взрывобезопасности. Разработка свечей зажигания к ним из-за криогенных температур и огромных давлений потребовала гораздо больше сил и времени, чем создание самих агрегатов. Эти же агрегаты и свечи использовались на стартовом комплексе космодрома "Байконур" для системы дожигания несгоревших компонентов топлива при старте ракеты. "Буран" имел 46 агрегатов зажигания КН-11Б для запуска двигателей управления и ориентации объединенной двигательной установки.

 

При создании систем зажигания для космического комплекса под руководством главного конструктора Анатолия Дегтярева, в то время руководителя предприятия, было проведено огромное количество экспериментов. Специалистам "Молнии" приходилось длительное время жить на испытательных полигонах смежных предприятий, НИИ под Москвой, Ленинградом, Воронежем, на Байконуре. Большая ответственность за организацию этих работ лежала на плечах ведущего инженера-конструктора Николая Никуличева.

 

Образцов "Бурана" планировалось много, и системы зажигания были изготовлены в большом количестве - более 600 штук. К серийному изготовлению этой системы зажигания было привлечено УАПО, которое смогло обеспечить высокое качество изготовления, требуемое для таких типов изделий. Для ракеты-носителя "Энергия" и стартового комплекса УНПП "Молния" сделало более сотни агрегатов. Многие из них до сих пор работают на стендах корпорации "Энергия", других разработчиков ЖРД, и до сих пор ни один не отказал.

После "Бурана" наступил почти 30-летний перерыв в производстве оборудования для космоса, но специалисты предприятия продолжали заниматься научно-исследовательскими работами в этой области.

 

- Следующий практический этап космических программ наступит вместе с появлением новых ракет-носителей - "Ангара", "Русь-М" и новых разгонных блоков, - говорит Краснов.

Более подробно о перспективах космоса Александр Владимирович не говорит. И дело здесь не только в закрытости информации. Российские реалии таковы, что сейчас космос нужно завоевывать вновь. А это вопрос огромного финансирования. С нашей "социально ориентированной" экономикой точные сроки выхода технических новинок определить сложно. Возможно, что новые средства выведения космических аппаратов появятся к середине десятилетия.

 

- Опыт работ по космической тематике не пропал даром, он поднял предприятие на новый уровень развития, - говорит генеральный директор-главный конструктор УНПП "Молния" Евгений Распопов. - Технические решения, найденные при разработке систем зажигания для пилотируемого космического комплекса "Энергия-Буран", внедрены в изделия для авиации и энергетической промышленности, в том числе в системы зажигания во взрывозащищенном исполнении для промышленных ГТУ, работающих на газопроводах Россия - Турция "Голубой поток", Россия - Германия "Северный поток", на объектах месторождения "Сахалин-2", на ТЭЦ и газоперекачивающих станциях Республики Башкортостан и на многих объектах по всей России.

Леонид Пахомов

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.