Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str217.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 01:15:26 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: meteor shower |
![]() |
|
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
Новости Космонавтики
(г.Москва) Наследие "Бурана": к 23-летию полета...Формат журнальной статьи не позволил опубликовать подготовленный материал в исходном варианте. Кроме того, размещение статьи в интернете позволяет связать ее текст активными ссылками с уже представленными (ранее опубликованными) материалами по теме публикации.Поэтому ниже мы выкладываемый исходный вариант статьи о материальном наследии "Бурана", написанный к 23-й годовщине его полета.
Страна "Веселого тазика"
Программа создания
многоразовой космической системы (МКС) 11Ф36 "Буран" была самой
масштабной в истории отечественной космонавтики. Оценивая ее
по-крупному, за 12 лет (период 1976-1988 гг.) были созданы практически
"с нуля": Итогом программы стал беспилотный полет "Бурана" 15 ноября 1988 года, поднявший нашу космонавтику на принципиально новый уровень.
Но его первый полет стал и последним - последовавшие экономические неурядицы и развал СССР поставил крест на всех планах его использования. История программы глубоко символична - в ней, как ни в какой другой, нашли свое отражение наши надежды и просчеты, победы и поражения, героизм и подлость, преданность делу и корысть, ответственность и откровенное мошенничество, попытки сохранения полученных технологий и равнодушно-наплевательское отношение к достижениям нашей космонавтики. Годовщина полета "Бурана" является хорошим поводом оглянуться назад и ответить на вопрос: "Кто мы - рачительные хозяева, сохраняющие достигнутое и идущие вперед, опираясь на накопленный опыт, или "Иваны, не помнящие родства"? В середине 1970-х годов, на заре программы "Буран", предполагалось, что летать наши многоразовые корабли будут много и часто. Зная об американских планах строительства четырех челноков, мы изначально собирались построить десять ВКС. Но затем это "планов громадье" было существенно урезано. По правительственному Постановлению ?132-51 от 17 февраля 1976 г. "О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов" и сопутствующим документам намечалась постройка двух летных изделий, имевших разные ведомственные обозначения. В Минавиапроме исторически первая цифра номера означает серию, две последующих - номер изделия внутри серии. Поэтому "планера" кораблей, изготавливавшиеся в МАПе, именовались 1.01 и 1.02. В Минобщемаше, являвшемся головным по программе в целом, орбитальные корабли обозначались порядковыми номерами 1К и 2К. Так как задачи каждого конкретного полета определяли комплектность корабля (бортового оборудования, математического обеспечения, систем, агрегатов, запасов и т.д.), то каждый планировавшийся полет тоже имел индивидуальное обозначение, при котором к номеру корабля добавлялся номер полета. Например, второй (несостоявшийся) полет имел индекс 2К1 (второй корабль, первый полет). В обеспечение постройки двух штатных кораблей было изготовлено еще семь технологических изделий: - 0.01 (1М, ОК-МЛ1, ОК-М): на этом изделии проведены статические испытания в ЦАГИ в обеспечение горизонтальных летных испытаний (ГЛИ) следующего корабля. После завершения этих испытаний корабль сначала использовался для отработки воздушной транспортировки на самолете 3М-Т (50-тонный корабль участвовал в отработке дозаправки самолета-носителя в воздухе), а затем в декабре 1983 г. был доставлен на Байконур. Там с ним проводились примерочные испытания в МИКе ОК, и в связке с РН - в монтажно-заправочном комплексе (МЗК), на стартовом комплексе, УКСС и в вертикальных частотных испытаниях на стенде динамических испытаний (СДИ); - 0.02 (2М, ОК-МЛ2, ОК-МЛ2-ГЛИ, ОК-ГЛИ, БТС-002) предназначался для отработки автоматической посадки орбитального корабля (горизонтальных летных испытаний). В период 29.12.1984-06.12.1990 на нем было выполнено 24 полета и 11 рулежек/пробежек в ЛИИ им.М.М.Громова. В случае продолжения программы 0.02 предполагалось использовать для летной подготовки экипажей ОК;
- 0.03 (3М, КС, КС-35, ОК-КС): комплексный стенд для отработки функционирования всех систем корабля, включая сопровождение в режиме реального времени полетов ОК. Перед доставкой 0.03 в НПО "Энергия" на нем в ЛИИ отработали воздушную транспортировку, доказав возможность перевозки ОК на самолете 3М-Т (в полетах масса планера 0.03 последовательно увеличивалась с 45 до 50 т); - 0.04 (4М, 4МТ, ОК-МТ) создавался для макетно-технологических испытаний в МИКе ОК, а также для отработки технологии и действий расчетов по обслуживанию ОК в МИКе РН, в МЗК и на посадочном комплексе. Корабль 0.04 должен был быть постоянно действующим, обеспечивающим обучение и поддержание навыков обслуживающего персонала и экипажей. Перед доставкой 0.04 на Байконур на нем в ЦАГИ были проведены статические испытания в обеспечение создания 1К и 2К; - 0.05 (5М, ОК-ТВА) строился "в россыпи" для тепло-вибро-акустических испытаний и представлял собой сборку носовой части фюзеляжа с кабиной и фрагментом средней части, хвостовую часть фюзеляжа с частью средней, крыло с куском фюзеляжа, киль и т.д. По суммарной комплектации 0.05 представлял собой полтора корабля, при этом все было выполнено в штатной комплектации (с теплозащитой, системами и т.д.); на испытаниях в кабину даже закладывались продукты питания для экипажа из 10 человек на 30 суток "полета"; - 0.06 (6М, ОК-ТВИ) предназначался для тепловакуумных испытаний в НИИХимМаше в г.Пересвет Московской области, изготовлялся "в россыпи" при полной комплектации систем и агрегатов; - 0.08 представлял собой модуль кабины для проведения медицинских испытаний и отработки элементов системы жизнеобеспечения. Изделия "нулевой" серии были макетами только на бумаге - все они, как и летные корабли, изготавливались по единой конструкторской документации. В 1986 г. вышло дополнительное правительственное Постановление, предусматривавшее постройку еще трех летных кораблей - 3К (2.01), 4К (2.02) и 5К (2.03). Корабли второй серии создавались с учетом опыта постройки первой серии и были более совершенными, впитав в себя весь накопленный опыт. Например, была уточнена конструкция теплозащиты: первые два (по полету) "углерод-углеродных" сегмента лобовой кромки крыла были заменены на алюминиевые, покрытые кварцевой теплозащитой. При этом общая площадь кварцевых плиток была уменьшена за счет ее частичной замены на гибкую теплозащиту из неорганических волокон. Планер новых кораблей должен был стать легче и прочнее за счет уменьшения стыков и применения новых материалов - например, задняя сборная стенка кабины заменялась одной поковкой, а вместо составных лонжеронов, идущих вдоль грузового отсека, использовались цельнокованые титановые длиной более 18 (!) метров. Изменение конструкции
потребовало новых испытаний - в обеспечение кораблей доп.заказа были
построены изделия 0.11 (фюзеляж для статических испытаний испытывался во
вновь построенном статическом зале НПО "Молния"),
и 0.15 (ТВА-ДЗ), являвшийся хвостовой частью фюзеляжа для
тепло-вибро-акустических испытаний. Таким было материальное наследие программы "Энергия-Буран" в части построенных летных и макетных кораблей на момент прекращения работ в начале 1990-х годов. Как же мы распорядились этим наследием за прошедшие годы? И вот здесь как раз и кончаются все наши достижения, которыми можно гордиться: Подготовка второго полета 2К1 и строительство кораблей третьей серии фактически прекращается в 1991 г. |