Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str214.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:14:47 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п
Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем
Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Новая газета (г.Москва)
?53, 20 мая 2011 года

 

У "Бурана" еще осталась энергия

 

Почему уникальная космическая программа закончилась так бесславно.

И можно ли использовать старые наработки для организации космического туризма.

О судьбе многоразовой космической системы "Энергия-Буран" размышляет один из руководителей создания уникального комплекса

Герой Социалистического Труда Борис Бальмонт.

 

 

Справка

Борис Владимирович Бальмонт. Из своих 83 он тридцать лет посвятил ракетно-космической технике, с 4-го курса МВТУ им. Баумана изучал закрытый учебный курс по ракетной тематике с приборным уклоном. С 1952 по 1965 год прошел путь от инженера-конструктора до директора крупного оборонного завода в Саратове, а с 1965 года работал в только что созданном Министерстве общего машиностроения (МОМ) СССР начальником главных управлений, заместителем, первым заместителем министра. С 1981 по 1986 год - министр станкоинструментальной промышленности СССР, а затем на дипломатической службе в ФРГ. Действительный член Российской космической академии им. Циолковского.

 

- Борис Владимирович, с чего началась история "Бурана"?

- Вот с этого документа, - он показывает опубликованное в книге "Энергия-Буран" Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 февраля 1976 года. - Подписано оно Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным. На документе гриф - "Особая важность". Но уже стоит штамп "Рассекречено". Этим постановлением "О создании многоразовой космической системы и перспективных комплексов" предусматривались меры по реализации уникальной программы.

 

Примечание web-мастера: Упомянутая книга представляет собой фотоальбом "Многоразовая космическая система "Энергия-Буран", выпущенный Федеральным космическим агентством в 2004 г. (его выпуск должен был быть приурочен к 15-й годовщине полета "Бурана", но опоздал на несколько месяцев. Что же касается истории "Бурана", то выход правительственного Постановления ?132-51 от 17.02.1976 узаконил ведущиеся работы, переведя их в активную фазу. Сама же история "Бурана" началась на несколько лет раньше, с появления проектов ОС-120 и ОК-92.

 

Борис Владимирович был первым председателем Межведомственного координационного совета (МВКС) по созданию МКС "Энергия-Буран" и возглавлял его пять лет. Членами Совета помимо руководителей министерств и ведомств были генеральные и главные конструкторы, директора крупных предприятий и видные ученые.

 

- Вы упомянули ученых. Сегодня можно сказать о них?

- Конечно. Их вклад громаден. Мнение Мстислава Всеволодовича Келдыша - бывшего президента Академии наук СССР, а в то время члена президиума академии, с которым всегда считалось руководство страны, оказалось решающим при выборе проекта многоразового корабля. Мстислав Всеволодович был самым активным членом Совета. За два дня до своей неожиданной кончины летом 1978 года он внес серьезные предложения, связанные с водородным топливом и второй ступенью ракеты.

 

- Работа над "Бураном" опиралась на достигнутое?

- Конечно. Например, до середины 50-х годов все наши ракеты были одноступенчатыми. "Р-5" поднимала грузы на высоту до 500 километров. Таким грузом в одном полете оказался ядерный заряд. Он пролетел через космос 1200 километров и взорвался в заданном районе. Этот полет - впервые в мире - сильно озадачил американцев. А в 1957 году с Байконура успешно стартовала межконтинентальная многоступенчатая боевая баллистическая ракета "Р-7". Центральный блок имел свой двигатель и являлся второй ступенью. Один и тот же ракетоноситель, с интервалом всего в полтора месяца, сначала запустил боевую часть, способную достигать территории США, а затем вывел на орбиту первый спутник, открывший космическую эру. С легкой руки С.П.Королева все наши боевые ракеты имели еще и гражданское назначение и до сих пор используются для решения хозяйственных и научных задач.

Для создания МКС "Энергия-Буран" было разработано и освоено свыше 300 принципиально новых технологий и около 1000 уникальных специальных средств технологического оснащения, большая часть которых не имела аналогов в мировой практике. Небольшое количество оборудования пришлось закупать. Закупалось только оборудование, а не компоненты. Установка импортных комплектующих материалов была запрещена.

 

- Какие при этом возникали трудности?

- Серьезной проблемой оказались изготовление и доставка на полигон водородного бака длиной 33 м и диаметром 7,7 м (железнодорожным транспортом можно транспортировать грузы габаритом не более 4,2 м), а водного пути на Байконур, как известно, нет. Эту проблему поручили решать группе во главе с начальником Главного космического управления МОМ (в последующем вернувшегося в НПО "Энергия" на должность генерального директора) Вахтангом Дмитриевичем Вачнадзе.

 

Примечание web-мастера: Правительственное Постановление ?123-51 от 17.02.1976 в п.5 определяло "Министерство авиационной промышленности головным по созданию планера орбитального самолета МКС, средств его воздушной транспортировки на стартово-посадочный комплекс".

 

- А можно было произвести бак на месте, на Байконур?

- От варианта изготовления бака на полигоне пришлось отказаться, т.к. обеспечить необходимую чистоту обработки оказалось сложнее, чем на головном заводе в Куйбышеве. Часть необходимых для этого станков пришлось срочно закупить за рубежом. Внутренняя полость бака должна быть исключительно чистой, малейшая стружка могла послужить причиной взрыва всего стартового комплекса.

 

- Но это, наверное, доставляло сложности с транспортировкой?
- Для доставки бака с завода на полигон были разработаны специальные колесные транспортеры до водного пути, специальная притапливамая баржа, способная проходить под мостами по рекам Самарке, Волге и Москве до г. Жуковского. Генеральный конструктор В.М.Мясищев взялся за решение задачи по воздушной транспортировке бака из Жуковского на
Байконур.

 

Примечание web-мастера: Из Жуковского на Байконур осуществлялась воздушная транспортировка только орбитальных кораблей, собранных на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ). Транспортировка водородного (как и кислородного) бака второй ступени РН "Энергия" на Байконур осуществлялась с завода "Прогресса" - прямо из Куйбышева, с аэродрома Безымянка. Странно, что зам.министра МОМ этого до сих пор (!) не знает...

 

 Противников проекта было предостаточно, но благодаря таланту Владимира Михайловича задача была решена. Его бомбардировщик М3 после 25 лет эксплуатации доработали для этих целей. Реконструкция осуществлялась под его руководством на заводе ЗЭМ в Жуковском в кооперации с заводом им. Хруничева, Омским и Оренбургским заводами МОМ.

 

Примечание web-мастера: Б.В.Бальмонт спутал ЗЭМ (завод экспериментального машиностроения), входящий в состав НПО "Энергия" (сейчас - РКК "Энергия") и расположенный в подмосковном г.Королеве, с ЭМЗ (ныне - им. В.М.Мясищева) в подмосковном г.Жуковский, на котором действительно дорабатывались три экземпляра бомбардировщика 3М в воздушный транспортировщик 3М-Т (ВМ-Т "Атлант").

 

 Позже для этих целей в КБ Антонова разработали и изготовили предприятиями МАП самый грузоподъемный самолет в мире "Мрия", способный перевозить не только корабль "Буран", но и весь центральный блок ракеты-носителя "Энергия". Именно этот самолет доставил корабль на международный салон в Ле Бурже, он до сих пор летает на парадах в Киеве.

 

- Байконур мог принимать космические корабли?

- Для посадки из космоса 100-тонного корабля потребовался посадочный комплекс длиной 4500 м и шириной 84 м из монолитного высокопрочного бетона М-600. Для этого было реконструировано несколько железобетонных заводов. Один из запасных аэродромов (Хороль) был построен в Сибири неподалеку от того места, где сегодня проектируется полигон "Восточный".

 

Примечание web-мастера: Восточный запасной аэродром располагался не в Сибири, а на Дальнем Востоке, в Приморье, рядом с поселком Хороль.

 

Была решена крупнейшая задача по созданию теплозащитного комплекса (носителя и корабля). Из-за ошибок в теплозащите американцы потеряли 2 шаттла и 14 астронавтов! Наши потери в космосе - 4 космонавта (В. Комаров, Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев).

 

Примечание web-мастера: Из-за проблем с теплозащитой был потерян только один шаттл - "Колумбия". Это произошло при возвращении шаттла из космоса 1 февраля 2003 года. Другая (по хронологии - первая) катастрофа шаттла "Челленджер" 28 января 1986 г. была вызвана конструктивным дефектом твердотопливных ускорителей (ТТУ), приведших к прорыву горячих газов на стыке цилиндрических секций ТТУ и взрыву внешнего топливного бака на 74 секунде полета. Прорыв горячих газов произошел из-за