Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str209.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:13:26 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: sts-64
Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем
Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Бизнес-курс (г.Омск)
?12, 6 апреля 2011 года

 

От первого лица

 

Юрий Куденцов - один из немногих оставшихся на "Полете" участников "бурановской" программы. Он вспомнил, как это было.

- Я тогда занимался проектной работой в объединении "Полет". Мы отрабатывали образцы техники в условиях, максимально приближенных к реальным. С конца 60-х годов работали по проекту воздушно-космической системы "Спираль" с гиперзвуковой ракетой. Тогда я и познакомился с ныне покойным, ставшим известным только после смерти - а в ту пору знакомым только узкому кругу специалистов - ученым Глебом Лозино-Лозинским, соратником академика Сергея Королева, именно он и стал вдохновителем проекта "Буран". Однажды нам предписали заниматься им. Это был секретный проект - наша модель называлась БОР-5. Особого энтузиазма не было, хотя и знали, что это престижно. Никто не обсуждал, военный это будет проект или нет. Тогда все документы по этой теме были "под грифом", то есть секретны - все знали, что это значит, и никто не спрашивал.

 

Примечание web-мастера: Лозино-Лозинского вряд ли стоит причислять к соратникам Королева. Работы по "Спирали" велись с первой половины 1960-х годов в ОКБ Артема Микояна, а Королев умер в 1966 г. Нет достоверных фактов, что они хотя бы встречались. Кроме того, ни Королев, ни Лозино-Лозинский не являются вдохновителями проекта "Буран": Королев ушел из жизни за 10 лет до начала работ по "Бурану", а Лозино-Лозинского первоначально предлагал другой проект (305-1) на основе своей "Спирали".

 

Рядом со 100 тоннами токсичного топлива

Суеверия не было. Кто-то перед командой "контакт-подъем" на стартовом столе вдруг в сторону бежит, кто-то свои дела лихорадочно начинает делать. При подобных испытаниях другого изделия один конструктор из смежников всегда убегал, и, может быть, это помогало - процент аномальных пусков был очень небольшим. Тем, кто оставался в бункере при старте, конечно, страшно... В ракету заправлено 100 с лишним тонн токсичного топлива. Иной раз приходилось после этого идти проверять ракету... и сливать компоненты горючего. Это крайне вредно - пары от топлива ядовиты. В некоторых случаях при этом неожиданно начинали работать двигатели ввода.

 

Примечание web-мастера: В данном случае речь идет о ракете-носителе серии "Космос", которым запускались на суборбитальную траекторию аппараты БОР-5

 

Разрывные болты не сработали

Сам орбитальный корабль "Буран" очень крупный - более 35 метров в длину. Мы испытывали его крупногабаритную летающую модель (масштаб 1 к 8). Нас привлекли из-за омской ракеты "Космос 3М" - ни один другой носитель в нашей стране не мог взять себе на борт эту модель и выполнить необходимую задачу. Однако и тут понадобились доработки - головной обтекатель, который защищает конструкцию от набегающего потока при прохождении в плотных слоях атмосферы, не подходил по габаритам, поэтому пришлось увеличить диаметр. Запускали по трассе Капустин Яр - Балхаш. После запуска ракеты наш планер на высоте 210 км отделялся и планировал самостоятельно со скоростью 5 км/сек. Первый из пяти пусков оказался неудачным - из-за ошибки конструкции разрывные болты не сработали и не произошло отделения второй ступени.

 

 

Лучше "Шаттла"

Наш "Буран" лучше американского аналога - "Шаттла", - так как более управляем, мог взять на несколько тонн больше полезного груза (то есть два-три дополнительных спутника), да и посадка у него точнее, без ручного управления. Мы тогда могли сравнить характеристики только по специальным публикациям из министерства - в советской печати о нашей программе тогда не писали. По идее, иностранные разведки должны были интересоваться "Полетом", но я не слышал, чтобы КГБ кого-то схватил.

 

Наград не было

Спустя два года началась работа на Байконуре уже с реальным "Бураном". Несколько омичей присутствовали при запуске. Когда мы в КБ узнали, что "Буран" наконец полетел, то получили поздравления от начальства. Но мы не остановили свою работу - начали заниматься проектом БОР-6 и даже изготовили у себя в КБ несколько моделей, но финансирование прекратили. Я считаю, что свернуть программу было ошибкой. Все основные деньги уже были вложены - оставалось лишь запустить серийное производство. Шел 1990 год. Никаких наград для нас не было - программу ж закрыли... Лет пять эти наработки в области конструкционных материалов лежали, но сейчас они используются все больше и больше.

Борис Куркин

 


 

Больше, чем "Шаттл"

 

В омских цехах, где сегодня собирают лифты, 25 лет назад конструировали уникальные ракетные двигатели, которые выводили на орбиту советскую космическую систему "Энергия-Буран". По своим возможностям она серьезно превосходила "Спейс Шаттл", но после нескольких успешных стартов программу свернули.

 

Поехали!

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур успешно стартовала многоразовая космическая система "Энергия-Буран". Выведенный на околоземную орбиту космический корабль "Буран" совершил полет в автономном режиме, без какого-либо управления с Земли. Его продолжительность составила 206 минут, максимальная высота орбиты составила 263 км, минимальная - 251 км. И впервые в мире была проведена полностью автоматическая посадка космического корабля подобного класса.

Запуск "Бурана" - одна из самых любопытных страничек в советской космической программе. Но о том, что именно сделали омичи для советского аналога американского "Шаттла", известно мало. А ведь наш завод "Полет" выпускал, как говорят на предприятии, самые мощные в мире двигатели для ракет-носителей. Для их огневых испытаний построили гигантский стенд высотой с девятиэтажный дом над оврагом за Крутой Горкой, там установили невиданное для тех пор оборудование для автоматического управления ходом испытаний (сейчас ржавеет, загружать его нечем). На самом космодроме Байконур даже развернули цех "Полета". А еще перед запуском самого "Бурана" омские ракеты использовались для испытаний моделей советского челнока...

 

Ирония судьбы

Мощность омских двигателей РД-170 и РД-171 - 250 тысяч лошадиных сил, что сопоставимо с мощностью ДнепроГЭС. Тяга двигателя - 806 тонн в пустоте, что до сих пор является непревзойденным показателем в мире. На "Полете" таких двигателей выпустили несколько десятков - по нескольку штук для каждого "Бурана". Под производство этих двигателей на заводе был выстроен гигантский корпус рядом с МСЧ-9. Однако вместо агрегатов для доставки в космос там сейчас выпускают оборудование по доставке... на верхние этажи высоток - пассажирские лифты, которые в родном Омске почему-то не берут. Зато один лифт, говорят, ушел губернатору.

 

 

Борис Куркин

 

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.