Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str207.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 01:12:57 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: south pole |
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Республика Башкортостан
(г.Уфа)
Дорога для "Бурана"
Взлетную полосу для космического челнока строили и уфимцы
Строки из сообщения ТАСС полковник запаса Рим Гаскаров хранит в своей папке с фотографиями не случайно: "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли". Вот как рассказывает о своей службе на Байконуре Рим Гаскаров.
12 апреля 1961 года. Весенний солнечный день. С крыш деревенских домов капает и капает. В этот день мы с отцом взялись за очень важное крестьянское дело: начали чистить сарай и вывозить в огород перезимовавший навоз. Дело это требует немалых физических сил. Вдруг выходит мама из деревенской избушки и взволнованно говорит: - В космосе человек! Говорят, Гагарин Юрий. Заходите домой, пора чай попить и послушать новости. Мы с отцом сложили лопаты и быстренько направились к дому. Я тут же вспомнил учебник 9-10 класса с изображением картины, нарисованной художником-фантастом: какие-то шары, построенные в один ряд. Учительница русского языка Зинаида Федоровна Старостина говорила нам: это хозяйство будущего космодрома. Я тогда учился в девятом классе в селе Верхне-Яркеево Илишевского района.
После школы окончил Симферопольское высшее военное училище. В 1977 году в ноябре нашу войсковую часть, где я был заместителем командира по политчасти, перевели на Байконур. Вот тогда наяву увидел эти же шары, построенные в одни ряд в байконурских степях. Вот тебе и фантастика!
Нашей части предстояло в кратчайший срок выполнить программу "Буран-Энергия". Построить взлетно-посадочную полосу и стартовую площадку. Американцам в этом плане повезло. Свою полосу они проложили прямо по дну высохшего соленого озера. Добиться ее зеркальной гладкости им было намного легче. Нам же пришлось байконурскую степь ровнять, снимать определенный слой земли. Потом выложили полосу из пескобетона, положили арматуру и снова бетон из цемента марки 700. Такой марки в мире еще не было. Поэтому построили специальный завод. Оттуда день и ночь непрерывным потоком шел бетон.
Зимой в открытом поле работать было очень трудно. Начальник управления подполковник Виктор Астахов был великолепным рационализатором. Он солдатскую казарму поставил на рельсы и мощные тракторы тянули ее медленно вперед. Внутри установили несколько мощных тепловых пушек, работающих на солярке. Так были созданы условия для непрерывной работы. Размер казармы 40 метров длиной и 25 - шириной. Вот такую махину тянули тракторы. К концу 1981 года взлетно-посадочная полоса практически была готова. Во время строительства постоянно приезжал летчик-космонавт Валерий Рюмин. Я тогда поинтересовался у него: "Вы что, товарищ Рюмин, повторно собираетесь в космическую даль?". Улыбаясь, он сказал: "У меня задание от ЦК КПСС - держать руководство в курсе хода строительства". Обеспеченность строительной техникой и материалами, действительно, была стопроцентной.
Приезжали различные комиссии. Настала пора испытать взлетно-посадочную полосу. В присутствии Валерия Рюмина и Алексея Леонова и многих других молодых космонавтов зеркальную поверхность полосы решили проверить простым способом: поставили стакан воды на капот автомобиля "Волга" и поехали. Автором испытания был тот же начальник управления подполковник Астахов. Полоса длиной 4,5 километра, шириной 100 метров отлично выдержала это испытание. Не уронив ни капли, автомобиль доехал до финиша.
Стартовая площадка - это совсем другое сооружение. Котлован под нее начали копать весной 1980 года. Мощные экскаваторы день и ночь врубались в землю. А "БелАЗы", "КрАЗы" отвозили грунт в байконурскую степь. Представляете, целый миллион кубических метров грунта вытащили! Сверху экскаваторы и "БелАЗы" кажутся спичечными коробками. Как только закончили копать, котлован тут же начали бетонировать, монтировать стартовую площадку. Построили железную дорогу. Кажется, все просто, но вот зима, лютые морозы, а летом жгучая жара создавали для рабочих, солдат и сержантов немало проблем.
В Куйбышеве (ныне Самара) изготовили ускорители-бочки. Каждая "бочка" - весом 700 тонн, габаритом больше железнодорожного вагона. Поэтому встал вопрос: как доставить их на Байконур? Вариант был один - по воздуху. Для этого построили единственный в мире транспортный самолет Т-1.
Запомнился мне один июльский солнечный день 1983 года. Все ждали прилета Т-1 с "бочкой". И вдруг стало светло, светло. На небе появилась огромная "бочка". А самолета не видно. Будто "бочка" сама к нам летит. Описать всю эту красоту просто невозможно. Мне дали задание сфотографировать этот исторический момент. У меня было специальное разрешение начальника управления на съемки. Я сделал три фотографии. Отдал одну начальнику управления, вторую - начальнику политотдела. Третий снимок оставил у себя, а фотопленку в тот же вечер сжег. На следующий же день ко мне приехали работники КГБ и спросили: "Где пленка?" Две фотографии - у нас, мы их изъяли, отдайте остальное". Зная, что дело это нешуточное, я ответил, что фотопленку сжег, а последний снимок - вот он, пожалуйста. Они забрали фото и уехали.
Рим Гаскаров, полковник запаса, почетный строитель Байконура
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна. |