Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str172.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:28:39 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: comet tail
Исторический опыт

BussinessWeek Россия (г.Москва)
12 марта 2007 года, N009

Исторический опыт

Первые исследования по использованию водорода как топлива были начаты в США в 1944 году, и их курировало Минобороны, поставившее перед учеными цель создать водородное топливо для ракет. В 50-е годы предпринимались попытки построить реактивные самолеты на водородных двигателях. В 70-е годы аналогичные исследования стал проводить Военно-Морской флот США. Все эти эксперименты закончились неудачей. А вот в автомобилестроении водород прижился. Honda Motor, General Motors, Ford Motor, Mazda, Toyota, DaimlerChrysler начали выпуск экспериментальных автомобилей, работающих на водородных двигателях - в США их называют "автомобили на топливных элементах" (fuel-cells cars).

 В России первая попытка использовать водородное топливо была сделана в блокадном Ленинграде. Молодой ученый Петр Шелищ, теперь президент Национальной ассоциации водородной энергетики, придумал переориентировать 400 грузовиков-полуторок на водород, который скачивали из аэростатов противовоздушной обороны. Позже водородные технологии пригодились в космонавтике. Для лунного трактора были сделаны три модуля по 1 кВт, и, что важно, ученые освоили криогенное хранение кислорода и водорода. Потом эти наработки понадобились при конструировании ракетоносителей, где водородный двигатель потребовал наличия 106 тонн водорода и 1540 тонн кислорода.

 КБ химавтоматики разработало целую наземную инфраструктуру по производству, доставке, заправке и хранению водорода. А для знаменитого корабля "Буран" были сделаны четыре модуля по 10 кВт и модернизированные хранилища водорода и кислорода. Несмотря на печальную участь "Бурана", пылящегося в Парке культуры им. Горького, его двигатели пригодились в автомобилестроении: РКК "Энергия" вместе с Уральским электротехническим комбинатом усовершенствовали созданный для него электрохимический генератор "Фотон", а АвтоВАЗ использовал его для конструирования газобаллонных электромобилей "Антел-1" и "Антел-2". Но ближе всех "к народу" оказались энергоустановки на основе топливных элементов "Каскад-1" , "Пульсар-6" , созданные когда-то для космоса, но теперь переориентированные на обогрев крупных особняков и коттеджей, которых в России становится все больше.

 Анастасия Аскоченская, Лада Клокова, Петр Орехин, Анна Скорнякова


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru