Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str163.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:30:24 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 106
"Звездные войны", которых не было

"Звездные войны", которых не было
 

 "A long time ago in a galaxy far, far away ... STAR WARS"

 

15 мая 1987 г. с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая РН "Энергия". Запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. Появление носителя такого класса открывало перед нашей страной захватывающие перспективы.

Сам пуск и полет ракеты прошли вполне успешно. Однако все, что касалось полезной нагрузки, установленной на ней, советская печать как-то упорно обходила молчанием. Все фотографии, помещенные в газетах, показывали "Энергию" только с одной стороны, с какой не было видно космического аппарата, закрепленного на боку ракеты.

В сообщении ТАСС, посвященном этому запуску, говорилось: "В Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной универсальной РН "Энергия", предназначенной для выведения на околоземные орбиты как многоразовых орбитальных кораблей, так и крупногабаритных КА научного и народнохозяйственного назначения. Двухступенчатая универсальная РН... способна выводить на орбиту более 100 тонн полезного груза... 15 мая 1987 г. в 21 час 30 минут московского времени с космодрома Байконур осуществлен первый запуск этой ракеты... Вторая ступень РН... вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Габаритно-весовой макет после разделения со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана..."

Сообщение наводило больше тумана, чем что-то разъясняло. Получалось, что на габаритно-весовом макете (такой аппарат работники ракетно-космической отрасли зачастую называют "болванкой") стояли и "собственный двигатель" и "бортовые системы". Если это ГВМ, двигателей и систем на нем быть не могло. Если же на нем есть двигатель и системы, то это - не ГВМ.

Пять лет спустя в журнале "Земля и Вселенная" N4, 1992 г. появилась небольшая статья "Неизвестный "Полюс" об аппарате, который и был запущен 15 мая 1987 г., но не вышел на орбиту. Однако эта статья лишь частично проливала свет на полезную нагрузку "Энергии". Еще через четыре года в фотоальбоме РКК "Энергия" им. С.П.Королева были опубликованы снимки ракеты "Энергия" с доселе невиданной стороны. На них был изображен закрепленный на боку носителя длинный черный цилиндр, на котором были две белые надписи: "Полюс" и "Мир-2".

На основании этих материалов в прессе и, особенно, в сети Internet неоднократно всплывала дискуссия о полезной нагрузке "Энергии" в ее первом полете. Высказывались порой самые невероятные предположения. Так известный космический аналитик и составитель огромной по объему и уникальной по содержанию интернет-энциклопедии Astronautic.com Марк Вейд писал: ""Полюс" был экспериментальной космической платформой для боевых космических станций: Он имел на борту средства защиты от противоспутникового и лучевого оружия: Оптическая система визирования орудия для защиты аппарата была включена в дополнение к радару, также обеспечивавшего его наведение."

Некоторые зарубежные аналитики пошли дальше и высказали предположение, что "Полюс" был первой боевой станцией в рамках программы "советской СОИ". Другие уверяли, что аппарат предназначался для отработки модулей будущей большой станции "Мир-2".

 

Советская СОИ

Использование космического пространства в военных целях было самой первой задачей, которую рассматривала практическая космонавтика. Пожалуй, лишь с деньгами богатого Министерства обороны и при поддержке заинтересованного в государственной безопасности Правительства можно было создать столь грандиозную технику, как РН и КА. Военные космические проекты еще на рубеже 40-х и 50-х гг. одновременно стали рассматриваться как в США, так и в СССР.

В Советском Союзе с конца 50-х гг. велись работы по созданию средств борьбы с американскими военными спутниками-разведчиками. 1 ноября 1963 г. на околоземную орбиту вышел первый советский маневрирующий спутник "Полет-1". 12 апреля 1964 г. стартовал "Полет-2". Эти КА были разработаны в конструкторском бюро Владимира Николаевича Челомея и служили прототипами автоматического спутника-перехватчика ИС (истребитель спутников). Собственно перехват в космосе спутником ИС был впервые успешно выполнен день в день пять лет спустя после пуска первого ИСа - 1 ноября 1968 г.

В 1960-80-е гг. в СССР было выполнено несколько десятков испытаний истребителей спутников. Последнее такое испытание состоялось 18 июня 1982 г. Оно проводилось в рамках крупнейших учений советских ядерных сил, прозванных на Западе "Семичасовой ядерной войной".

Учения, в ходе которых были запущены наземные и морские баллистические ракеты, противоракеты, военные спутники (в том числе и перехватчик), произвели на руководство Соединенных Штатов неизгладимое впечатление. "Семичасовая ядерная война" дала неопровержимые аргументы американским военным и политикам, требовавшим начать работы по созданию в США противоспутниковой и противоракетной систем нового поколения. Решение о разработке и развертывании противоспутниковой системы Президент Рональд Рейган объявил уже через месяц после "Семичасовой ядерной войной" - в июле 1982 г. Затем, 23 марта 1983 г. Рейган провозгласил Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Эту программу вскоре окрестили "Звездными войнами" в честь популярного кинофильма.

В США работы по созданию боевых космических станций развернулись еще в начале 70-х гг., до объявления Рейганом программы СОИ. Предлагались самые экзотические проекты с использованием кинетического, лазерного и пучкового оружия. Так, например, рассматривалась возможность вывода на орбиту мощного рентгеновского лазера. Энергию для него обеспечивал бы ядерный взрыв. Однако на деле не все так оказалось просто, как на бумаге. Серия испытаний лазерного и пучкового оружия выявили массу проблем, которые американским ученым так и не удалось решить вплоть до официального свертывания работ по СОИ в 1993 г.

А что же Советский Союз? В середине 70-х гг. работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО "Энергия", руководимом Валентином Петровичем Глушко. Головная роль "Энерги" была оформлена специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса". Этим постановлением в СССР разворачивались работы, которые в США были официально поддержаны американским Президентом лишь 7 лет спустя. Эти работы начались несмотря на Договор об ограничении систем противоракетной обороны, подписанный в Москве 26 мая 1972 г. Согласно этому Договору стороны, среди которых был и Советский Союз, обязывались "...не создавать, не испытывать и не развертывать системы (компоненты) противоракетной обороны морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования". Многие из тех, кто готовил и подписывал этот договор, четыре года спустя готовили и подписывали Постановление, полностью противоречившее взятым на себя Советским Союзом в 1972 г. обязательствам.

Задачи, которые поручалось решить НПО "Энергия", были, практически, теми же, которые поставил Рейган в СОИ в 1983 г. В официальной истории РКК "Энергия" им. С.П.Королева, изданной в 1996 г., об этих работах говорилось следующее:

"...В 70-80-е гг. был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения КА военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию.

Для поражения военных космических объектов были разработаны два боевых КА на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооружения - лазерными и ракетными...

Меньшая масса бортового комплекса вооружения с ракетным оружием, по сравнению с комплексом с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоявшей из боевых КА, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая - ракетным оружием. При этом первый тип аппаратов должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй - по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах..."

Однако сначала работы по этим темам заключались в основном в научных исследованиях, рассмотрении различных сценариев боевых действий на околоземных орбитах, определении преимуществ различных типов оружия будущих аппаратов, расчетах необходимого количества боевых станций того или иного вида. В принципе, за весь период создания в СССР космических систем противоборства американской СОИ эти работы никогда не носили такого целенаправленного, хорошо скоординированного и хорошо финансируемого характера, как в Соединенных Штатах.

Оба типа боевых КА разработки НПО "Энергия" было решено создать на одной конструктивной базе. Исходя из оценок массовых характеристик будущих боевых комплексов в качестве базовой платформы была выбрана орбитальная станция типа 17К ДОС. НПО "Энергия" имела уже большой опыт эксплуатации аппаратов такого класса. На основе этой базовой платформы, как уже говорилось выше, были разработаны два боевых комплекса:

НПО "Энергия" была головной организацией по всей программе противоспутникового и противоракетного оружия космического базирования. Головной фирмой по лазерному комплексу для "Скифа" стало НПО "Астрофизика" - ведущая советская фирма по лазерам. Ракетный комплекс для "Каскада" разрабатывался в фирме А.Э.Нудельмана, известного советского конструктора оружия для самолетов и КА. Выводить на орбиту "Скифы" и "Каскады" должны были на первом (экспериментальном) этапе РН 8К82К "Протон-К", а позже - орбитальные корабли 11Ф35ОК "Буран". Для большего срока боевого дежурства каждый из типов этих КА имел возможность дозаправки, которую должны были обеспечивать корабли "Буран". Кроме того, предусматривалась возможность посещения боевых станций экипажем из двух человек сроком до 7 суток на кораблях типа "Союз".

Программа "Каскад", хотя и представляет большой интерес, не относится к теме данной статьи. Коротко можно сказать лишь то, что в НПО "Энергия" совместно с фирмой А.Э.Нудельмана были разработаны очень эффективные ракеты класса "космос-космос" для этого аппарата. Для испытаний этих ракет на орбите было решено установить их на грузовые транспортные корабли 11Ф615А15 "Прогресс". На первом этапе в 1986-88 гг. были запланированы пять полетов таких кораблей в рамках программы "Каскад". На производственной базе "Энергии" - Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) началось изготовление этих кораблей под бортовыми номерами 129, 130, 131, 132 и 133. Однако до летных испытаний дело не дошло. Позже эти же корабли но уже под новыми номерами были переделаны и выведены на орбиту по своему первоначальному назначению - доставка грузов на пилотируемую орбитальную станцию. В начале 90-х гг. работы по программе создания аппарата 17Ф111 "Каскад" были прекращены.

 

"Скифово" племя

В 1981 г., когда от теоретического этапа создания "советской СОИ" пора было переходить к экспериментальному, к работам по программам создания аппаратов "Скиф" и "Каскад" НПО "Энергия" подключило свой новый филиал и старых партнеров - Конструкторское бюро "Салют". Это была испытанная временем и хорошо зарекомендовавшая себя кооперация "Подлипок" и "Филей". Все предыдущие тяжелые орбитальные станции типа ДОС "Салют" разрабатывались совместно этими двумя фирмами. Также КБ "Салют" принимало участие в создании орбитальных пилотируемых станций 11Ф71 "Алмаз" и транспортных кораблей снабжения 11Ф72 ТКС. Поэтому, оставив за собой главенство в программе "советской СОИ", В.П.Глушко передал в 1981 г. работы над созданием базовой платформы и всех служебных систем для "Скифа" и "Каскада" в КБ "Салют", руководимое Генеральным конструктором Дмитрием Алексеевичем Полухиным. Изготавливать космические боевые станции должен был Московский машиностроительный завод имени М.В.Хруничева, во главе которого стоял Анатолий Иванович Киселев. На этом предприятии были собраны все советские орбитальные станции "Салют", "Алмаз" и корабли ТКС.

Борьба с баллистическими ракетами оказалась слишком сложной проблемой. Потому заказчик - Министерство обороны СССР - решило начать сперва разработку эффективного противоспутникового оружия. Ведь вывести из строя КА значительно проще, чем обнаружить и уничтожить летящую боеголовку. Тем самым в Советском Союзе стала разрабатываться так называемая программа "анти-СОИ". Эта система должна была уничтожать будущие американские боевые КА, тем самым лишая США защиты от ядерных ракет. Эти советские станции-"убийцы" хорошо укладывались в рамки военной доктрины СССР, предусматривавшей так называемый "упреждающий ответный удар", согласно которому сначала советские космические станции "анти-СОИ" должны были вывести из строя американские станции СОИ, а затем уже стартовали бы советские баллистические ракеты для нанесения удара по территории противника.

Задачи, которые ставились заказчиком - Министерством обороны - перед боевой станцией с лазерным оружием были очень многочисленные. Аппарат 17Ф19 "Скиф" получался достаточно большим и сложным. НПО "Астрофизика" никак не удавалось "уложить" лазерные "пушки" в отведенные Минобороны и НПО "Энергия" массы и энергетику. Работы по "Скифу" шли медленнее, чем хотелось бы военным.

В 1983 г. Соединенные Штаты объявили о начале работ по программе Стратегической оборонной инициативы, в том числе и над ее космическим сегментом. Это послужило мощным стимулом для ускорения работ по "советской СОИ". Программы "Скиф" и "Каскад" получили мощную политическую поддержку, а следовательно и финансовую.

Именно в этот момент появился промежуточный вариант аппарата с лазерным оружием. Хотя, промежуточным его назвать трудно, так как в последующем работам над этой станцией были отданы огромные усилия многих организаций, затрачены массы средств и времени. По сути дела, это стало первоочередным направлением в рамках программы разработки космического лазерного оружия.

Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить на КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт, созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.

История авиационного лазерного проекта, тесно переплелась с проектом космического лазера. Поэтому, несмотря на то, что она лежит за пределами темы статьи, о ней стоит коротко рассказать. К тому же описание лазера на Ил-76 дает представление о лазере для испытаний в космосе.

Однажды в Соединенные Штаты попал ТАССовский снимок, сделанный в Летно-исследовательском институте. На нем был запечатлен вертолет Ка-32. На заднем плане стоял Ил-86ВКП - воздушный командный пункт, предназначенный для управления стратегическими силами СССР в случае ядерной войны. Характерную надстройку на спине самолета американцы приняли за лазерную боевую установку. Они исходили из аналогии со своим самолетом NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory). Этот самолет в рамках работ по противоракетной обороне в 1982 г. над полигоном Уайт-Сэндз с помощью боевого лазера выполнил успешный перехват летящей ракеты AIM-9B Sidewinder. Однако Ил-86ВКП не имел никакого отношения к аналогичной советской программе.

Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ - летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен огромный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Доработку самолета выполнял Тагонрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.

Авиационный вариант мегаватного лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет-летающая лаборатория Ил-76МД СССР-86879 с боевым лазером в 1989 г. сгорел на аэродроме базирования Чкаловская. Однако, по информации газеты "КоммерсантЪ", второй А-60 проходит испытания до сих пор. Причем, по информации неназванного источника в Минобороны РФ, работы по теме А-60 в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из государственной программы вооружений финансирование в полном объеме.

Аппарат, предназначенный для установки на нем мегаваттного лазера с Ил-76ЛЛ с БЛ, получил обозначение 17Ф19Д "Скиф-Д". Буква "Д" обозначала "демонстрационный". 27 августа 1984 г. министр общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов подписал приказ N343/0180 о создании 17Ф19Д "Скиф-Д". КБ "Салют" было определено головным по его созданию. Этим же приказом была официально утверждена программа по созданию последующих военных КА тяжелого типа. Затем приказом по МОМ N168 от 12 мая 1985 г. была установлена кооперация предприятий, изготавливающих "Скиф-Д". Наконец, в связи с тем, что противоракетная тематика была одним из приоритетнейших направлений, по "Скифу-Д" вышло 27 января 1986 г Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N135-45. Такой чести удостаивался не каждый советский КА. По этому Постановлению первый запуск на орбиту "Скифа-Д" должен был состояться во втором квартале 1987 г.

"Скиф-Д" был прежде всего экспериментальным КА, на котором должны были отрабатываться не только лазер, но и некоторые штатные системы следующих аппаратов, создаваемых в рамках программы "советской СОИ". Это были системы разделения и ориентации, система управления движением, система электропитания, система управления бортовым комплексом.

Аппарат 17Ф19Д должен был продемонстрировать также принципиальную возможность создания КА для уничтожения целей в космосе. Для испытаний лазера на "Скифе-Д" планировалось установить специальные мишени, имитирующие вражеские ракеты, боеголовки и спутники. Однако разместить такой мощный лазер на аппарате класса станции ДОС было невозможно. Выход нашелся быстро. К 1983 г. стал виден "свет в конце туннеля" с РН 11К25 "Энергия". Этот носитель мог разгонять до скорости, близкой к первой космической, полезную нагрузку массой около 95 тонн. Именно в такую массу вписывался и аппарат с мегаваттным авиационным лазером.

Чтобы ускорить ход работ над "Скифом-Д" в КБ "Салют" было решено максимально использовать опыт прежних и ведущихся на тот момент работ. В состав "Скифа-Д" вошли элементы транспортного корабля ТКС и орбитального корабля "Буран", базового блока и модулей ОК "Мир", РН "Протон-К". Аппарат имел длину порядка 40 м, максимальный диаметр 4.1 м и массу около 95 тонн.изделие 17Ф19Д - космический аппарат "Скиф-Д" в полете

Конструктивно первый "Скиф-Д" (бортовой номер 18101) состоял из двух жестко соединенных между собой модулей: функционально-служебного блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ). ФСБ, разработанный на базе функционально-грузового блока 11Ф77 корабля 11Ф72 ТКС, использовался для доразгона "Скифа-Д" после его отделения от РН: блок добавлял необходимые 60м/с для выхода КА на опорную низкую орбиту. В ФСБ также располагались основные служебные системы аппарата. Для их энергопитания на ФСБ устанавливались солнечные батареи от ТКС.

Целевой модуль не имел прототипов. Он состоял из трех отсеков: отсека рабочих тел (ОРТ), энергетического отсека (ОЭ) и отсека специальной аппаратуры (ОСА). В ОРТ должны были размещаться баллоны с CO2 для питания лазера. Энергетический отсек предназначался для установки в нем двух больших электро-турбогенераторов (ЭТГ), мощностью 1,2 МВт каждый. В ОСА размещались сам боевой лазер и система наведения и удержания (СНУ). Для облегчения наведения на цели лазера было решено сделать головную часть ОСА поворотной относительно всего остального аппарата. В двух боковых блоках ОСА должны были располагаться мишени для отработки как СНУ, так и боевого лазера.

Однако создатели "Скифа-Д" столкнулись с целым рядом технических проблем. Во-первых, было совершенно неясно запуститься ли на орбите в условиях вакуума и невесомости газодинамический лазер на углекислом газе. Чтобы разобраться с этой проблемой на Заводе им. М.В.Хруничева было решено создать специальный испытательный стенд. Стенд занимал огромную территорию и включал в себя четыре 20-метровые вертикальные цилиндрические башни вакуумирования, две 10-метровые шаровые емкости для хранения криогенных компонентов, разветвленную сеть трубопроводов большого диаметра. До сих пор эти строения на территории ГКНПЦ им. М.В.Хруничева напоминают о былой программе "советской СОИ".

Много проблем вызывала газодинамика мегаваттного лазера. При его работе был очень большой расход рабочего газа (CO2). Исходящая из лазера струя газа вызывала возмущающий момент. Чтобы его предотвратить решили разработать систему безмоментного выхлопа (СБВ). Специальный трубопровод, прозванный за свой внешний вид "штанами", шел от лазера в энергетический отсек. Там был установлен специальный выхлопной патрубок с газовыми рулями для компенсации возмущающего момента. СБВ разработало и изготовило НПО им. С.А.Лавочкина.

Серьезные трудности возникли при создании системы энергоснабжения лазера, в особенности - ЭТГ. При их испытаниях были случаи взрывов. Работа турбин генератора тоже вызывала большие возмущающие моменты на аппарат.

Очень сложной вышла система управления движением "Скифа-Д". Ведь ей приходилось производить нацеливание поворотной головной части и всего аппарата на цель, при этом компенсируя возмущения от работы генераторов, от выхлопа газов из лазера, да и от самих разворотов очень тяжелой, но при этом очень быстро вращающейся головной части ОСА. Уже в 1985 г. было ясно, что потребуется один испытательный пуск КА только для отработки всех этих вспомогательных систем. Поэтому было решено изделие "Скиф-Д1" вывести на орбиту без боевого лазера, и лишь "Скиф-Д2" полностью оснастить "спецкомплексом".

Проект "Скифа-Д" вяз во всех этих проблемах и сложностях. Конструкторы КБ "Салют" натыкались все на новые и новые неразрешимые задачи. Конечно, со временем их можно было бы преодолеть, но не в те сроки, которые устанавливали приказы МОМ и Постановления ЦК и СМ. В конце 1985 г., рассматривая планы на 1986-87 гг., старт "Скифа-Д1" N18101 планировался на июнь 1987 г., а "Скифа-Д2" N18301 с лазером - на 1988 г.