Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str165.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 23:26:47 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: воздушные массы |
Флаг Родины (Севастополь)
9 июня 2006 года,
N105
12 апреля 2006 г., в День космонавтики, в 45-ю годовщину исторического полета Юрия Гагарина, средства массовой информации сообщили о том, что в 2012 году Россия запустит в космос многоразовый космический корабль. Черноморцы, которым довелось принимать участие в испытаниях весогабаритных макетов многоразового космического корабля "Буран", с радостью встретили эту новость. Кому, как не им, знать, сколько средств и трудов положено на создание многоразового космического комплекса "Буран", совершившего 15 ноября 1988 г. единственный полет в космос в беспилотном режиме.
Американский космический челнок "Шаттл" после трагической гибели "Колумбии" до сих пор не допускают в космос - выясняют причины гибели. Одна из возможных причин трагедии, по мнению специалистов, - нарушение термоизоляционной оболочки корабля. Подобную термоизоляцию испытывали конструкторы на макетах "Бурана", которые было решено сажать на воду, чтобы не повредить теплозащитные плитки. Макеты представляли собой уменьшенную копию "Бурана", сделанную из легких сплавов, начиненную телеметрической аппаратурой и защищенную от воздействия высоких температур термостойкими пластинами. Шасси макет не имел. Задача моряков состояла в том, чтобы обнаружить приводнившийся макет и с чрезвычайной осторожностью поднять его на палубу поисково-спасательного корабля, не повредив этих самых плиток, над которыми буквально дрожали представители конструкторских организаций. На "Буране" насчитывалось 38.000 термоизоляционных плиток из кварцевых и органических волокон.
Первые два макета из тех, которые планировалось посадить на воду, были запущены в мае 1982 г. и в марте 1983 г. Посадка аппарата осуществлялась в Индийском океане, западнее Кокосовых островов. От Черноморского флота в обеспечении приводнения макета участвовали корабли 3-й бригады поисково-спасательных кораблей с вертолетами КА-25 на борту: ПСК "Апшерон", "Донбасс", "Ямал". Оба раза макеты без единого повреждения были подняты на борт ПСК "Ямал". Поисково-спасательными действиями кораблей руководил командир бригады капитан 1 ранга Юрий Гомон, на плечи которого была возложена огромная ответственность. Космические аппараты были подняты по методике, разработанной заместителями командира бригады капитаном 1 ранга Борисом Детеношевым, капитаном 2 ранга Владимиром Куницыным, флагманским специалистом АСС капитаном 3 ранга Валерием Солодухиным и командиром ПСК "Ямал" капитаном 2 ранга Виктором Чупаковым. Безупречно действовали все экипажи поисково-спасательных кораблей, которые запеленговали идущие на посадку макеты, вычислили по плазменному следу траекторию и место приводнения и в течение не более одного часа с момента приводнения подняли их на борт. Это был успех черноморских моряков. Многие участники операции впоследствии были отмечены правительственными наградами.
Третий из макетов "Бор-4" N 405 был запущен в космос 27 декабря 1983 года, а приводнился и был успешно поднят на борт все на тот же ПСК "Ямал" в северо-западной части Черного моря. В обеспечении испытаний участвовали противолодочный крейсер "Ленинград", поисково-спасательные корабли "Донбасс", "Севан", "Ямал", самолеты БЕ-12 и АН-26, вертолеты КА-25.
Мне, занимавшему в то время должность начальника поисково-спасательной службы ЧФ, довелось участвовать в обеспечении посадки четвертого из "морских" макетов в конце 1984 года. Незадолго до этого две спасательные службы флота - классическая аварийно-спасательная наследница ЭПРОНа и созданная специально для обеспечения космических объектов на морях и в океане поисково-спасательная служба - были объединены в одну. Офицеры ПСС без особого энтузиазма восприняли это объединение, но я с большой теплотой вспоминаю неоценимую помощь, которую мне оказывали старшие офицеры ПСС ЧФ капитан 2 ранга Николай Доруш и полковник авиатор Геннадий Новокрещенов. Конечно, я не был новичком в этом деле, поскольку в составе бригады спасательных судов, входившей в состав АСС флота, имелись суда, оборудованные по теме "Эллипс". Эти суда имели соответствующую аппаратуру и оборудование для поиска и подъема приводнившихся космических аппаратов, но все же без помощи моих соратников было не обойтись.
Четвертый макет "Бурана" либо сгорел в плотных слоях атмосферы, либо вдребезги разбился от удара о поверхность воды. В течение недели корабли, самолеты и вертолеты тщательнейшим образом обследовали район, и прежде всего эллипс протяженностью более 70 километров и около 30 километров в поперечнике (по малой оси), но ничего обнаружить не удалось, даже кусочка этой самой термозащитной плитки.
При расследовании причин происшествия выяснилось, что в течение нескольких секунд радиомаячок макета передавал сигналы о том, что крышка контейнера с парашютом открыта, следовательно парашют должен был сработать, но поскольку это произошло раньше расчетного времени, дело закончилось исключительным исходом.
Космические станции в Измаиле и под Керчью "вели" макет до его входа в плотные слои атмосферы, где он, по-видимому, и сгорел.
Я и мои товарищи по поисково-спасательной службе флота могли оценить масштабы космических задач и самоотверженность, с которой решали эти задачи люди на всех постах и должностях. На память о тех незабываемых днях у меня осталась медаль имени академика Королева, которой я был награжден решением Федерации космонавтики СССР, подписанным генерал-лейтенантом Германом Титовым.
Нет сомнения в том, что Россия сохранит свои позиции в космосе, и, может быть, пригодится и наш скромный поисковый опыт, полученный на Черном море.
начальник ПСС ЧФ капитан 1 ранга Александр Жбанов
Переход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru