Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str150.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:22:29 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п
Статья о заводе ГИДРОМАШ

Нижегородская правда (г.Нижний Новгород)
20 августа 2005 года, N091

От конных экипажей до "Бурана"

Нижегородский завод "Гидромаш" отметил вчера свой 200-летний юбилей. Праздник начался на площади перед административным корпусом предприятия торжественным митингом, в котором приняли участие руководители завода и Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, ветераны, почетные гости. Во время митинга рядом с заводской проходной была открыта памятная доска, на которой выбиты рубежные годы прославленного производственного объединения: 1805 -2005.

А во второй половине дня прошло торжественное собрание, посвященное юбилею. В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С.Пушкина собрались те, кого считают цветом трудового коллектива ОАО "Гидромаш", его заслуженные работники и ветераны труда. Во время собрания, в котором участвовали губернатор Валерий Шанцев и другие руководители области и города, лучшие из гидромашевцев были награждены благодарственными письмами, премиями и памятными подарками.

В канун юбилея гидромашевцы хорошо изучили свою двухвековую историю. Весь долгий и сложный трудовой путь коллектива предприятия запечатлен в экспонатах заводского музея, торжественное открытие которого также состоялось вчера. Собранный в музее исторический материал поистине уникален.
Здесь и копии архивных документов, повествующие о зарождении производства, и сведения об отцах-основателях, о продукции завода и полученных ею наградах. В создании музея, рассказал корреспонденту "Нижегородской правды" его руководитель Николай Румянцев, принимал участие, по сути, весь трудовой коллектив, многие ветераны. Кто пожертвовал для экспозиции фотографии из личного архива, кто не пожалел даже собственные государственные награды.

Истории "Гидромаша" может позавидовать любое промышленное предприятие. Годом его основания считается 1805-й, когда в Москве промышленником Петром Ильичом Ильиным была открыта каретная мастерская, выпускающая конные экипажи. Продукция ее очень скоро зарекомендовала себя с лучшей стороны. Признанием заслуг фирмы экипажной фабрики Ильина стало высочайше утвержденное право именоваться поставщиком царского двора и изображать на изделиях высший знак качества - государственный герб Российской империи. Произошло это, как гласят исторические документы, в 1849 году.

В начале XX века предприятие, возглавляемое прямым потомком отца-основателя, Петром Петровичем Ильиным, осваивает производство легковых автомобилей. Поскольку отечественный автопром находился тогда еще в зародышевом состоянии, фирма Ильина занялась сборкой иностранных марок автомобилей - немецких "Мерседес-Бенц", французских "Ля Бюир". Но благодаря высокому качеству изготовления эти автомобили приобрели широкую известность. Любопытный факт: столичный почтамт для удовлетворения своих нужд воспользовался услугами именно автомашин Московского акционерного общества экипажно-автомобильной фабрики П. Ильина.

Вскоре грянула мировая война - Вторая отечественная, как ее тогда именовали. Завод получает срочные заказы и становится авиационным. Незадолго до этого группой русских конструкторов во главе с Игорем Сикорским создается мощный четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец". Завод Ильина приступает к производству двигателей для этой уникальной по тем временам крылатой машины, которой не было равных ни у союзников, ни у противников России.

Потом революция. И удивительное дело: капиталисту Петру Ильину большевики оказывают редкое для эпохи доверие - назначают управляющим завода, который вскоре получает новое название "Спартак". Предприятие налаживает выпуск малолитражных автомобилей НАМИ-1. Затем запускается конвейер по сборке трехосных грузовиков "Форд-ААНАМИ". В 30-е годы технология их производства будет передана Нижегородскому автозаводу.

А в 1933 году завод совершает, пожалуй, самый судьбоносный в своей истории поворот. Его передают наркомату авиапромышленности и поручают освоить выпуск шасси для советских самолетов. Укомплектованные этими агрегатами И-16, Пе-2, ДБ-3 хорошо проявили себя в Испании и под Халхин-Голом.

Осенью 1941 года предприятие эвакуируют из Москвы в Горький. Оно имело тогда две промплощадки: возле площади Горького и у завода им. Воробьева в Канавине. Всего за годы Великой Отечественной завод N 119 выпустил 22 тысячи комплектов шасси к боевым самолетам.

В послевоенные годы "Гидромаш" сохраняет и укрепляет лидирующие позиции в отечественном авиастроении, сотрудничает с ведущими КБ страны в создании шасси для самолетов и вертолетов МиГ, Як, Ил, Ту, Ми и других. Вершиной же достижений предприятия можно считать создание в 1988 году шасси для космического корабля многоразового пользования "Буран".

Станислав Смирнов


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru