Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str158.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:24:47 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: n02
ЭМЗ Мясищева

RBC daily (Москва)
26 апреля 2006 года, N078

Одного из разработчиков "Бурана" отдали под склад
Роспром недоволен деятельностью руководства экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева, которое довело его до банкротства

Как стало известно RBC daily, глава Роспрома Борис Алешин всерьез обеспокоился ситуацией на одном из некогда ведущих предприятий авиакосмической отрасли - ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева" (ЭМЗ). Правда, его стремление навести порядок на заводе встречает упорное сопротивление генерального конструктора ЭМЗ Валерия Новикова: с 18 апреля на предприятии должна вестись проверка финансово-хозяйственной деятельности, но на момент написания статьи представители Федерального агентства по промышленности так и не были допущены на предприятие. На самом заводе о проверках Роспрома предпочитают не говорить, отмечая, что предприятие полностью загружено заказами.

Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева образован в 1951 году. Это одно из старейших предприятий авиакосмической отрасли России. Среди наиболее известных разработок завода - стратегические бомбардировщики 3М, М-4, М-50. Кроме того, здесь разрабатывалась кабина и проводились летные испытания ВКС "Буран". В рамках конверсии в начале 90-х годов ЭМЗ занялся разработкой самолетов бизнес-класса "Гжель" и "Дуэт" , сельскохозяйственного самолета М-500, грузопассажирских самолетов М-112 и М-150. Одна из последних известных разработок завода - суборбитальный челнок для туристических полетов в космос (АКС М-55 С-ХХI). В начале этого года было объявлено, что американская компания Space Adventures намерена создать целый флот таких челноков под именем Explorer.

Предприятием руководит генеральный конструктор Валерий Новиков. В прошлом году глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил об акционировании завода, которое должно было пройти до конца 2005 года. Сделать это планировалось в ходе создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Но когда в начале этого года вышел указ президента России о создании ОАК, завода Мясищева в списке предприятий, входящих в объединение, не оказалось.

Невключение ЭМЗ в состав ОАК, возможно, связано с тем, что за последние годы государственное предприятие, мягко говоря, влачило жалкое существование. Поэтому, как стало известно RBC daily, Борис Алешин инициировал проверку деятельности ЭМЗ, чтобы разобраться в том, каким образом предприятие было доведено до такого состояния. О проблемах на заводе, которые Роспром пытается решить уже не первый год, говорится в недавнем письме главы ведомства начальнику Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России Владимиру Шлемину (копия его имеется в распоряжении редакции). В нем Борис Алешин просит принять меры по предотвращению дальнейшего нанесения ущерба государству и предприятию. Поводом для этого стала предыдущая проверка Роспрома деятельности ЭМЗ, которая выявила ненадлежащий уровень управления предприятием и ряд нарушений законодательства. В частности, предприятие лишилось нескольких производственных корпусов, которые были проданы аффилированным структурам по заниженным ценам. Большая часть обширной территории завода сдана в аренду разнообразным коммерческим фирмам по ценам ниже рыночных, а при освобождении помещений для арендаторов уникальное технологическое оборудование пришло в негодность или было уничтожено.

Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что на территории завода расположились фирмы, весьма далекие от авиации. Так, под видом договора хранения с компанией "Санфлауэр-М" в скрытую аренду сдано около 60% приангарной площадки завода. На ней теперь вместо самолетов хранятся автомобили Toyota. Все воздушные суда, которые еще остались на территории ЭМЗ, включая М-50 "Геофизика" и Ил-18, на которых проводились работы по заказу Минобороны, выведены из ангаров и находятся на узкой полосе бетона на приангарной площадке. Сама "Санфлауэр-М" использует один из ангаров как склад под хранение стекловаты. При этом данная организация огородила свои площадки капитальным забором. Один из корпусов завода продан фирме "Кулон-2" , выполняющей жестяные работы. Как на самой территории завода, так и в проданных корпусах проверка обнаружила фирмы, торгующие автопокрышками, канцелярскими принадлежностями, пластиковыми окнами и пр. В результате такой хозяйственной деятельности ЭМЗ оказался на грани банкротства, что не может не беспокоить Роспром.

Впрочем, все это не удивляет специалистов, знакомых с ситуацией на отечественных заводах ВПК. В условиях резкого снижения объемов госзаказа в 90-е годы оборонные предприятия рассматривали все возможные источники финансирования. Но источник RBC daily в Роспроме сомневается, что ЭМЗ пошел на аналогичный шаг вынужденно. К примеру, проверка Роспрома установила, что стоимость проданных на конкурсных торгах в 2003 г. корпусов завода не поднималась более чем на 1 % от первоначальной стоимости объектов. Кроме того, производственные договора заключались через посредников, в результате чего предприятие получает от сдачи в аренду своих площадей намного меньше, чем могло бы. При этом в последние годы предприятие работает с убытком, его показатели платежеспособности ниже нормативных, а ряд крупных сделок и кредитных договоров завода были согласованы с собственником намного позже их заключения.

Между тем расширение прямой деятельности ЭМЗ могло бы улучшить его финансовое состояние. Источник RBC daily в ОАК подтвердил, что в прошлом году завод рассматривался как один из кандидатов на включение в состав корпорации, но этот вариант был практически сразу отброшен. По его словам, ЭМЗ не привнес бы в ОАК уникальных активов. Кроме того, у завода нет собственного серийного производства, распроданы станки, автопарк и средства наземного обслуживания самолетов. При этом для возможного включения в состав ОАК ЭМЗ должен быть акционирован, для чего необходима оценка его активов. Но, как отмечает собеседник RBC daily в Роспроме, прошлая проверка показала, что руководство завода всячески сопротивляется инициативам своего непосредственного собственника, опасаясь возможного вскрытия и других фактов ненадлежащего управления предприятием.

Генеральный конструктор ЭМЗ Валерий Новиков не стал комментировать RBC daily проводимые Роспромом проверки. "Предприятие закрытое и, соответственно, информацию "на сторону" не может выдавать", - заявил он RBC daily. По его словам, вопрос акционирования завода еще прорабатывается, однако решается не на уровне предприятия. Причин непопадания завода в состав ОАК Валерий Новиков также не раскрывает. "У них свои задачи, у нас свои", - отмечает он. Впрочем, на перспективы завода генеральный конструктор смотрит оптимистично: "Все, что есть, то и работает. Мы со своими задачами справляемся. Заказов у нас хватает, загрузка завода полная".

Даниил Шабашов


По этой теме смотри также статьи:
- "Гроза над "Бураном" Олега Долгих в газете "Труд" от 24 мая 2006 года;
- "Буран" в пустыне" Михаила Фалалеева в "Российской газете" от 12 мая 2006 года;
- "Космический туризм отменяется?" Валентина Прохорова в "Российской газете от 26 декабря 2006 года.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru