Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str123.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:16:54 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Герой труда - Караштин

Калининградская правда (г.Королев)
20 мая 2004 года, N 053

Герой Труда.

Владимир Михайлович Караштин (на фото) один из активных участников штурма космоса, специалист по автоматизации процессов подготовки пусков ракет-носителей (РН), технический руководитель подготовки пуска РН "Энергия" и МТКК "Энергия"-"Буран", бывший заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" им. С.П.Королева, доктор технических наук, профессор, академик Академии космонавтики и метрологии, Международной академии информатизации, Герой Социалистического Труда.

В ОКБ-1 В.М.Караштин начал работать с 1956 года, сразу после окончания Таганрогского радиотехнического института, и прошел путь от инженера до заместителя генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П.Королева. Занимался разработкой и внедрением ряда приборов для оценки теплоизоляционных покрытий головных частей ракет, созданием измерительных приборов повышенной точности на основе использования современных принципов преобразования неэлектрических физических величин в электрические. Разрабатывал автоматизированную систему подготовки старта ракеты Р-9, участвовал в ее экспериментальной отработке и постановке на боевое дежурство.

На пути к "Бурану"

В 60 - 70-е годы руководил разработкой систем управления и контроля для стендовой отработки ракеты-носителя Н-1, предназначавшейся для лунной экспедиции. В 80-е годы был техническим руководителем испытаний и подготовки пусков ракеты-носителя "Энергия" с макетом полезного груза и орбитальным кораблем "Буран", руководил вводом в строй наземных комплексов. Эта работа была связана с особыми трудностями и ответственностью.

- Нужно было подготовить наземный комплекс для обеспечения сборки и испытаний многоразового ракетно-космического комплекса на технических позициях и произвести его транспортировку и установку на пусковое устройство, - вспоминает Владимир Михайлович, - обеспечить испытания на стартовом комплексе с применением систем управления, измерения и контроля, разработанных подчиненными мне подразделениями.

Первый пуск ракеты-носителя "Энергия" с полезным грузом "Полюс" массой около 50 тонн был осуществлен 15 мая 1987 года.

комментарий web-мастера: Космический аппарат "Полюс" ("Скиф-ДМ") имел длину 37 м, диаметр 4,1 м и массу около 80 т.

При этом автомат стабилизации системы управления полетом согласно штатной циклограмме полета блокировался на время 1,2 секунды с момента замыкания контакта подъема (КП), что позволяло проектантам исключить возможное соударение сопел двигательных установок первой ступени с конструктивными элементами стартово-стыковочного блока (блока Я) при выходе из него ракеты. В результате начальный участок полета ракеты в вертикальной плоскости был неуправляемым. Это послужило причиной отклонения ракеты на начальном участке движения от вертикали на 10-12њ в сторону прикрепленного сбоку полезного груза. Через 1,46 секунды с момента замыкания КП автоматика системы управления полетом устранила это отклонение, тысячетонная ракета приняла штатное вертикальное положение и вывела полезный груз в заданную точку орбиты без замечаний. Такое нештатное отклонение РН на начальном участке полета от заданной траектории привело к целому ряду разрушений на стартовой площадке и подходящих к ней коммуникациях систем заправки.

Это были, по сути, первые, и единственные, летные испытания РН "Энергия" перед пуском ее с орбитальным кораблем "Буран". Пуск многоразового транспортно-космического комплекса "Энергия"-"Буран" состоялся лишь через год. Как это происходило, Владимир Михайлович рассказал более подробно.

- Пуск был намечен на 29 октября 1988 года. При подготовке выявили ряд неполадок. Устранили. Однако на 51-й секунде до команды "Главная" (команда на выход двигателей РН на режим полной тяги) автоматизированная система управления подготовки пуска (АСУПП) выдала команду на автоматическое прекращение подготовки пуска. Объявили задержку на 4 часа. АСУПП показала, что отмена автоматической подготовки пуска (АПП) произошла по команде системы управления полетом. Через 9 минут после АПП на распечатке системы управления полетом установили конкретную причину. Ею оказался неотвод площадки обслуживания системы прицеливания от ракеты-носителя в заданное время - 3 секунды после выдачи системой управления полетом команды на ее отвод.

За время этого разбора (9 минут) площадка обслуживания отошла от ракеты на заданное безопасное расстояние и некоторые члены Гос. комиссии, находящиеся в командном пункте, потребовали продолжить процесс подготовки пуска или повторить его.

Оценив ситуацию, В.М.Караштин понял, что дальнейшие операции по подготовке пуска, а точнее, частичное повторение отдельных процессов подготовки невозможно по целому ряду причин.

- Назову, - говорит Владимир Михайлович, - только две основные:

1. По команде АПП все системы управления и контроля ракеты и стартового комплекса автоматически приходят в исходное безопасное состояние, и на восстановление готовности требовалось 4 часа. Для восстановления связей стартовой позиции с бортом РН (электрических, пневматических и гидравлических), которые ранее были расстыкованы, боевому расчету нужно было непосредственно на стартовой позиции состыковать их. Но безопасно сделать это было невозможно.

2. Для обеспечения точной посадки ОК "Буран" была необходима корректировка гироскопов РН с высокой точностью относительно направления на север непосредственно перед пуском. Для обеспечения этого условия площадку с приборами системы прицеливания надо было бы снова подводить к РН, что без устранения причин задержки ее отвода делать было нельзя.

Учитывая изложенное, В.М.Караштин дал команду на незамедлительный слив компонентов топлива, чтобы избежать непоправимого: из-за прогрева криогенных компонентов топлива в баках ракеты (в связи с отстыковкой наземной системы термостатирования) могло начаться их "вспухание" и закритичное повышение давления в баках.

Провели тщательный разбор и анализ нештатной ситуации, повторили эксперименты с отводом площадки на экспериментальной установке и сделали необходимые доработки. Только после этого назначили срок повторного пуска ракеты - на 15 ноября 1988 года.

В назначенное время пуск состоялся. Ракета-носитель "Энергия" вывела на орбиту ОК "Буран", который совершил в автоматическом режиме два витка вокруг Земли и осуществил успешную посадку на построенную для него посадочную полосу на космодроме Байконур вблизи стартового комплекса.

Это была победа ученых, конструкторов, инженеров, техников и рабочих, которые вложили все свои силы, знания, умение и создали мощную, надежную ракету-носитель и возвращаемый орбитальный корабль.

Заслуженная награда

Правительство высоко оценило их заслуги, отметив государственными наградами. Среди награжденных был и Владимир Михайлович Караштин. Ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. При этом был учтен огромный вклад, который он внес в науку и развитие ракетно-космической техники. В его активе 120 научных работ. В них даны теоретические обоснования основных принципов построения и уровня автоматизации процессов предстартовой подготовки ракет-носителей различного класса и на основе этого выработаны технические требования к аппаратуре систем управления и контроля. Изложены новые методики программирования технических процессов предстартовой подготовки, которые исключали возможные ошибки человека-программиста как посредника между вычислительной машиной и технологом. Были даны аналитические обобщения накопленного опыта создания аппаратуры для наземных систем управления и контроля ракетно-космических комплексов и сформулированы методологические положения, которые сегодня используются при создании систем нового поколения.

Радость жизни

Кроме вклада в науку, Владимир Михайлович Караштин много сделал на педагогическом поприще как преподаватель и как научный руководитель соискателей ученых степеней. В течение 12 лет он преподавал в Московском авиационном институте проектирование систем управления и контроля предстартовой подготовки ракет. 9 лет возглавлял кафедру системного проектирования изделий приборостроения в Институте повышения квалификации руководящих работников Министерства общего машиностроения.

Как член Ученого совета РКК "Энергия", Владимир Михайлович активно участвовал в работе ученых советов не только своего предприятия, но и Московского авиационного института и Военно-инженерной академии им. Ф.Э.Дзержинского.

Многие годы в начале своей служебной деятельности он работал под руководством С.П.Королева и вспоминает это время как прекрасную школу высоких деловых качеств, внимательного подхода к решению вопросов, школу воспитания чувства высочайшей ответственности за порученное дело.

Переняв многое от своего наставника, В.М.Караштин считает себя в вечном долгу перед Сергеем Павловичем Королевым. И, как достойный ученик, он всегда добросовестно трудится, памятуя крылатую фразу А.П.Чехова: "Без труда не может быть чистой и радостной жизни".

Всю свою жизнь он совершенствовался как специалист. И тогда, когда работал над кандидатской, а затем над докторской диссертацией, и когда творческую мысль воплощал в очередное изобретение. Огромный научный труд получил достойную оценку - он стал профессором на кафедре обеспечения и испытаний летательных аппаратов, действительным членом Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Международной академии информатизации (при ООН).

26 мая Владимиру Михайловичу Караштину исполняется семьдесят лет.

Хочется от души поздравить его с замечательным юбилеем и пожелать от имени городского Совета ветеранов, совета ветеранов РКК "Энергия" им. С.П.Королева, правления многопрофильного производственного фонда "Королевские ветераны" крепкого здоровья, бодрости духа, благополучия, активного долголетия, всеобщего уважения, веры и надежды на лучшее будущее.

Анатолий ШМЕЛЕВ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru