Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str127.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 23:17:16 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п |
Родина
2 августа 2004 года,
N 8
Проект "Спираль"
В статье "Описание межпланетного корабля системы Ф.А.Цандера", опубликованной в 1924 году, Фридрих Артурович предложил использовать для космических полетов крылатые аппараты и показал преимущество крыльев перед парашютными системами при возвращении на Землю. Работы по созданию авиационно-космических систем (АКС) ведутся довольно давно, но, судя по всему, в обозримом будущем они не появятся. Даже современные технологии не позволяют создать такой аппарат, который стер бы границу между атмосферой и космическим пространством.
Первыми за создание АКС взялись американцы, которые в 1950-х годах сформулировали концепцию системы "Дайна Сор", призванной сочетать в себе преимущества авиационных и космических систем. Тогда же в США началась реализация программы испытаний ракетного самолета Х-15.
В нашей стране проекты АКС стали активно развиваться после появления первых публикаций об американских разработках, которые в советских военных кругах рассматривались как наступательные стратегические системы. В первую очередь орбитальный самолет рассматривался с точки зрения военного применения, например как истребитель спутников.
Из проектов той поры стоит отметить ВКА-23 (воздушно-космический аппарат ОКБ-23), создание которого началось в 1958 году в КБ В.М.Мясищева. Уже в следующем году в плане работ бюро появилась "Тема 48" (так в документах значилось создание этого аппарата). По замыслу конструктора это должен был быть небольшой самолет типа "летающее крыло" общим весом 4,4 т и высотой полета до 400 км, запускаемый с борта самолета-разгонщика М-50. Уже к марту I960 года детально просчитали несколько вариантов ракетоплана.
Однако осенью того же года начался разгром авиационной промышленности. Руководство партии и государства посчитало, что при наличии бурно развивающейся ракетной техники нет смысла тратить деньги на самолеты, которые не смогут решить задачу ядерного паритета с США. Среди предприятий, которые предполагалось ликвидировать, оказалось и ОКБ-23. "Тему 48" закрыли, а главного конструктора отправили директорствовать в ЦАГИ.
Почти в то же самое время, когда началась разработка ВКА-23, аналогичные работы велись и в ОКБ-256, которое возглавлял П.В.Цыбин. Инициировал их главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев, озадаченный в тот момент подготовкой к полету в космос первого космонавта. Так как схема полета еще не была утверждена, то рассматривались различные варианты его осуществления. Одним из них стал проект планирующего космического аппарата (ПКА), предложенный Цыбиным.
ПКА с космонавтом на борту должен был выводиться на орбиту высотой 300 км с помощью модифицированной ракеты Р-7 (в будущем легендарный носитель "Восток"). После орбитального полета продолжительностью около суток аппарат должен был возвратиться на Землю, планируя в плотных слоях атмосферы. Несмотря на то что цыбинскую разработку поддерживал Королев, в конце 1960 года ОКБ-256 было закрыто, а главный конструктор переведен в ОКБ-1 заместителем Королева.
В 1960 году ракетопланами заинтересовался В.Н.Челомей. Пользуясь своими связями в верхах (сын Н.С.Хрущева работал в то время у Челомея), Владимир Николаевич добился принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором ОКБ-52 предписывалось заняться разработкой космического пилотируемого ракетоплана военного назначения (объект "Р"). Работы дошли до этапа летных испытаний опытных образцов в беспилотном варианте.
С окончанием "эры Хрущева" закончилась и "эра Челомея". 17 октября была создана комиссия для "расследования деятельности ОКБ-52". А спустя два дня все материалы по ракетопланам были переданы из ОКБ-52 в ОКБ-155, которое возглавлял А. И. Микоян.
Надо отметить, что за "обладание" челомеевским наследством вели борьбу два конструкторских бюро: Микояна и П.О.Сухого. Оба КБ предложили сходные аэрокосмические системы, Сухой к тому же имел проект тяжелого бомбардировщика Т-4, который предполагалось использовать в качестве носителя. Но в конце концов победил Микоян. Скорее всего, иначе и не могло быть: его родной брат в то время являлся главой советского государства.
Тема "Спираль" стала в КБ Микояна продолжением проводившихся там ранее исследований комбинированных воздушно-космических систем (проект "50-50"). Основной целью программы было создание пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечение регулярных перевозок по маршруту "Земля-орбита-Земля". Предполагалось и проведение инспекции находившихся на орбите аппаратов, а также размещение на борту самолета различных систем вооружения, начиная от традиционных (пушки и ракеты) и кончая перспективными (лазерное, пучковое оружие и прочее). Руководителем темы был назначен заместитель главного конструктора Г.Е.Лозино-Лозинский. Спустя полтора года, 29 июня 1966 года, он подписал подготовленный аванпроект.
Для рабочего проектирования орбитального корабля в 1967 году в подмосковной Дубне был создан филиал КБ, который возглавил заместитель главного конструктора П.А.Шустер.
АКС "Спираль" общей массой 115 т должна была включать в себя многоразовый гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) и многоразовый орбитальный самолет (ОС) с одноразовым двухступенчатым ракетным ускорителем. После завершения орбитального полета предусматривался планирующий спуск.
Самолет-разгонщик должен был представлять собой крупногабаритный самолет-бесхвостку длиной 38 м с крылом большой стреловидности размахом 16,5 м. Блок двигателей располагался под фюзеляжем и имел общий регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник. В верхней части фюзеляжа ГСР на пилоне предполагалось крепить ОС, носовая и хвостовая части которого закрывались обтекателями.
Орбитальный самолет массой около 10 т проектировался по схеме "несущий корпус" треугольной формы и был значительно меньше cамолета-разгонщика. Он имел стреловидные консоли крыла, которые при выведении и на начальном этапе спуска с орбиты занимали вертикальное положение, а при планировании поворачивались, увеличивая площадь несущей поверхности. ОС должен был выводиться на низкую околоземную орбиту высотой около 130 км и выполнять по ней 2-3 витка. Предполагалось, что он сможет совершать маневр по высоте и по изменению наклонения орбиты. Для маневрирования на орбите планировалось оснастить аппарат одним основным и двумя аварийными жидкостными реактивными двигателями. После выполнения программы полета ОС должен был совершить вход в атмосферу, спуск на гиперзвуковой скорости при большом угле атаки, а затем после уменьшения скорости раскрыть крыло, спланировать и сесть на любой аэродром.
Создание дозвукового самолета-аналога начиналось в 1967 году, гиперзвукового аналога - в 1968-м. Первый беспилотный орбитальный полет планировалось совершить в 1970 году, первый пилотируемый - в 1977-м.
Параллельно с проектированием системы "Спираль" началась подготовка пилотов орбитального самолета. В 1967 году в отряде советских космонавтов была сформирована группа, в которую на первом этапе вошли Г.С.Титов, А.В.Филипченко и А.П.Куклин.
Увы, этим планам не суждено было сбыться. Главной причиной стало закрытие в США темы "Дайна Сор" и, как следствие, потеря интереса со стороны советских военных к "Спирали". Многие советские проекты закрывались из-за отсутствия влиятельных покровителей в высшем руководстве партии и страны. "Злыми гениями" "Спирали" были министр обороны СССР А.А.Гречко и заместитель Председателя Совета Министров СССР Д.Ф.Устинов, которые сделали все, чтобы не допустить преобразования бумажного проекта в реальную машину. Гречко даже приписывают слова: "Фантастикой мы не занимаемся!" Правда, их вкладывают в уста министра обороны и применительно к другим закрытым космическим проектам, так что нет уверенности, что он произносил их на самом деле.
Работы по теме "Спираль" начали свертываться в начале 1970-х годов. Сперва отказались от создания самолета-разгонщика, а потом и от орбитального самолета. Еще раньше была расформирована группа космонавтов.
Александр Железняков.
Переход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru