Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str116.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 22:33:26 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: messenger |
Новости космонавтики
(журнал)
март 2004 года,
N 3 (254). том 14
Причал для "птиц"
Самая грандиозная советская программа
"Энергия-Буран" оставила после себя немало материальных следов - громадные
стартовые комплексы, циклопические монтажные корпуса, сотни километров кабельных
каналов и другие сооружения. Однако самыми интересными в этой программе были
"Бураны" - мощные космические самолета, гордо восседающие на "Энергии" при
вывозе на старт и с бешеным ревом устремляющиеся в космос при запуске. Увы, лишь
один "Буран" побывал в космосе. Остальные так и не поднялись в небо.
Эта статья о космических самолетах, для которых космодром
Байконур стал вечным причалом.
Всего в СССР изготавливалось восемь полноразмерных макетов планеров "Буран" для проведения различного вида испытаний и пять летных образцов (см. таблицу).
Полноразмерные макеты и летные планеры "Буран" | ||||
N, индекс | Наименование | Назначение изделия | Планер | Местонахождение |
1М | ОК-М | Статические прочностные и частотные испытания | N 0.01 | Москва, Парк им. Горького |
2М | ОК-ГЛИ (БТС-002) | Летные горизонтальные и летные испытания в атмосфере (24 полета) | N 0.02 | Выставка в г. Сидней, Австралия |
3М | ОК-КС (КС-35) | Полноразмерный комплексный стенд, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования, отработка программного обеспечения | N 0.03 | г. Королев, РКК "Энергия" |
4МТ, 11Ф35-0000Х21-0 | ОК-МТ (ОК-МЛ2) | Статические прочностные испытания, отладочные работы | N 0.04 | Байконур, сооружение 80 (Площадка 112А (МЗК) |
5М | ОК-ТВА | Тепло-вибропрочностные испытания | N 0.05 Полноразмерные отсеки |
ЦАГИ |
6М | ОК-ТВИ | Тепловакуумные испытания системы терморегулирования | N 0.06 Полноразмерные отсеки |
НИИхиммаш, г. Загорск (ныне пос. Пересвет Сергиево-Посадского р-на) |
7М | ОК-МЛ1 | Макет для частотных прочностных испытаний (примерочный) | N 0.15 | Байконур, площадка ОКИ ОК |
8М | Медицинские исследования | N 0.08 Модуль кабины |
Клиническая больница N29, Москва | |
1К, 11Ф35 | "Буран" | Первый летный ОК | N 1.01 | Байконур сооруж. 1 пл-ки 112 - утрачен 12 мая 2002 г. при разрушении кровли |
2К, 11Ф35 | Второй летный ОК | N 1.02 | Байконур, сооружение 80, пл. 112А (МЗК) | |
3К, 11Ф35 | Третий летный ОК | N 2.01 | г. Москва, НПО "Молния" (ТМЗ) | |
4К, 11Ф35 | Четвертый летный ОК | N 2.02 | ТМЗ, разобран | |
5К, 11Ф35 | Пятый летный ОК | N 2.03 | ТМЗ, задел уничтожен |
На космодром Байконур было доставлено
два макета и два летных образца "Буранов".
В декабре 1983 г. на аэродром "Юбилейный" космодрома Байконур совершил посадку
самолет ВМ-Т с первым макетным кораблем ОК-МЛ-1, а в
августе 1984 г. - со вторым макетным кораблем ОК-МТ. В декабре 1985 г.
испытатели космодрома получили и первый летный "Буран", с которым сразу же
развернулись напряженные работы практически в круглосуточном режиме.
Первый орбитальный корабль, совершивший полет в космос в 1987 г., был
утерян 12 мая 2002 г. при обрушении кровли
монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.
комментарий web-мастера: Здесь автор ошибся - "Буран" полетел в космос 15 ноября 1988 года. |
Причем разрушение было настольно основательным, что, когда специалисты после аварии вошли в здание МИКа, они поначалу даже не могли найти его обломков - металлические конструкции крыши порубили "Буран" на куски, а бетонные плиты разбили их на мелкие фрагменты. При разборе завалов остатки "Бурана" были вывезены вместе с обломками кровли.
"Буран" N2 в начале 90-х годов проходил активную подготовку к старту на космодроме. 16 мая 1991 г. он был вывезен на левую пусковую установку стартового комплекса площадки 110. В течение двух недель были отработаны режимы заправки орбитального корабля и экстренная эвакуация экипажа - планировалось, что в 1993 г. старт "Энергии" со вторым орбитальным кораблем будет уже пилотируемым. 30 мая "Энергию" с орбитальным кораблем сняли со стартового комплекса и вернули в МИК для продолжения подготовки. Однако до старта этого корабля дело не дошло - развал СССР, а вслед за ним и всей космической кооперации, нехватка средств поставили крест на дорогостоящей программе. Кстати, испытатели космодрома утверждают, что второму орбитальному самолету должны были дать имя "Буря", продолжая "ветровую" тематику в названиях кораблей. Сейчас этот планер хранится в монтажно-заправочном корпусе (МЗК) на площадке 112А космодрома.
Там же находится и технологический (примерочный) макет N 4МТ.
Еще один примерочный макет - ОК-МЛ1, предназначавшийся для частотных прочностных испытаний, ранее хранившийся в МИКе пл. 254, перевезен для открытого хранения на площадку огневых испытаний орбитального корабля - ОКИ ОК.
Рассматривалось несколько вариантов
дальнейшего использования трех оставшихся образцов "Бурана", в частности - в
качестве памятника в Байконуре или других городах России. Однако при проработке
вопросов транспортировки выяснилось, что осуществить это довольно сложно: у
макета, стоящего на открытой площадке, для транспортировки в город или к музею
космодрома необходимо отстыковать крылья, а это практически невозможно, так как
болты, которыми крылья присоединены к корпусу, перекошены или изъедены
коррозией. К макету приезжают многочисленные экскурсии, которые потихоньку
оббивают на нем плитки, а самые отчаянные пытаются пробраться внутрь, но это
мало кому удается, так как вход в кабину корабля заделан.
Два других "Бурана" - второй летный и макет для отладочных работ и частотных
прочностных испытаний, хранящиеся в МЗК, находятся в лучшем состоянии. Однако
они тоже стали заложниками своих размеров - МЗК не обслуживается, его ворота
давно уже не открываются, и извлечь оттуда "Бураны" каким-либо образом
проблематично. Если же это и удастся сделать, то орбитальные корабли вряд ли
смогут покинуть космодром: слишком в ветхом состоянии находится
подъемно-транспортное оборудование аэродрома "Юбилейный", которым космический
самолет устанавливается на "Мрию", а часть оборудования отсутствует.
Есть и другой немаловажный факт: все, что имеется на космодроме по программе
"Энергия-Буран", принадлежит Казахстану.
Похоже, три оставшихся образца "Бурана" не ожидает в перспективе ничего
интересного. А жаль:
О.Урусов
специально для "Новостей космонавтики"
Переход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru