Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str116.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:33:26 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: messenger
Причал для птиц. Статья в журнале "Новости космонавтики"

Новости космонавтики (журнал)
март 2004 года, N 3 (254). том 14

Причал для "птиц"

Самая грандиозная советская программа "Энергия-Буран" оставила после себя немало материальных следов - громадные стартовые комплексы, циклопические монтажные корпуса, сотни километров кабельных каналов и другие сооружения. Однако самыми интересными в этой программе были "Бураны" - мощные космические самолета, гордо восседающие на "Энергии" при вывозе на старт и с бешеным ревом устремляющиеся в космос при запуске. Увы, лишь один "Буран" побывал в космосе. Остальные так и не поднялись в небо.
Эта статья о космических самолетах, для которых космодром Байконур стал вечным причалом.

Всего в СССР изготавливалось восемь полноразмерных макетов планеров "Буран" для проведения различного вида испытаний и пять летных образцов (см. таблицу).

Полноразмерные макеты и летные планеры "Буран"
N, индекс Наименование Назначение изделия Планер Местонахождение
ОК-М Статические прочностные и частотные испытания N 0.01 Москва, Парк им. Горького
ОК-ГЛИ (БТС-002) Летные горизонтальные и летные испытания в атмосфере (24 полета) N 0.02 Выставка в г. Сидней, Австралия
ОК-КС (КС-35) Полноразмерный комплексный стенд, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования, отработка программного обеспечения N 0.03 г. Королев, РКК "Энергия"
4МТ, 11Ф35-0000Х21-0 ОК-МТ (ОК-МЛ2) Статические прочностные испытания, отладочные работы N 0.04 Байконур, сооружение 80 (Площадка 112А (МЗК)
ОК-ТВА Тепло-вибропрочностные испытания N 0.05
Полноразмерные отсеки
ЦАГИ
ОК-ТВИ Тепловакуумные испытания системы терморегулирования N 0.06
Полноразмерные отсеки
НИИхиммаш, г. Загорск (ныне пос. Пересвет Сергиево-Посадского р-на)
ОК-МЛ1 Макет для частотных прочностных испытаний (примерочный) N 0.15 Байконур, площадка ОКИ ОК
  Медицинские исследования N 0.08
Модуль кабины
Клиническая больница N29, Москва
1К, 11Ф35 "Буран" Первый летный ОК N 1.01 Байконур сооруж. 1 пл-ки 112 - утрачен 12 мая 2002 г. при разрушении кровли
2К, 11Ф35   Второй летный ОК N 1.02 Байконур, сооружение 80, пл. 112А (МЗК)
3К, 11Ф35   Третий летный ОК N 2.01 г. Москва, НПО "Молния" (ТМЗ)
4К, 11Ф35   Четвертый летный ОК N 2.02 ТМЗ, разобран
5К, 11Ф35   Пятый летный ОК N 2.03 ТМЗ, задел уничтожен

На космодром Байконур было доставлено два макета и два летных образца "Буранов".
В декабре 1983 г. на аэродром "Юбилейный" космодрома Байконур совершил посадку самолет ВМ-Т с первым макетным кораблем ОК-МЛ-1, а в августе 1984 г. - со вторым макетным кораблем ОК-МТ. В декабре 1985 г. испытатели космодрома получили и первый летный "Буран", с которым сразу же развернулись напряженные работы практически в круглосуточном режиме.
Первый орбитальный корабль, совершивший полет в космос в 1987 г., был утерян 12 мая 2002 г. при обрушении кровли монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.

комментарий web-мастера: Здесь автор ошибся - "Буран" полетел в космос 15 ноября 1988 года.

Причем разрушение было настольно основательным, что, когда специалисты после аварии вошли в здание МИКа, они поначалу даже не могли найти его обломков - металлические конструкции крыши порубили "Буран" на куски, а бетонные плиты разбили их на мелкие фрагменты. При разборе завалов остатки "Бурана" были вывезены вместе с обломками кровли.

"Буран" N2 в начале 90-х годов проходил активную подготовку к старту на космодроме. 16 мая 1991 г. он был вывезен на левую пусковую установку стартового комплекса площадки 110. В течение двух недель были отработаны режимы заправки орбитального корабля и экстренная эвакуация экипажа - планировалось, что в 1993 г. старт "Энергии" со вторым орбитальным кораблем будет уже пилотируемым. 30 мая "Энергию" с орбитальным кораблем сняли со стартового комплекса и вернули в МИК для продолжения подготовки. Однако до старта этого корабля дело не дошло - развал СССР, а вслед за ним и всей космической кооперации, нехватка средств поставили крест на дорогостоящей программе. Кстати, испытатели космодрома утверждают, что второму орбитальному самолету должны были дать имя "Буря", продолжая "ветровую" тематику в названиях кораблей. Сейчас этот планер хранится в монтажно-заправочном корпусе (МЗК) на площадке 112А космодрома.

Там же находится и технологический (примерочный) макет N 4МТ.

Еще один примерочный макет - ОК-МЛ1, предназначавшийся для частотных прочностных испытаний, ранее хранившийся в МИКе пл. 254, перевезен для открытого хранения на площадку огневых испытаний орбитального корабля - ОКИ ОК.

Рассматривалось несколько вариантов дальнейшего использования трех оставшихся образцов "Бурана", в частности - в качестве памятника в Байконуре или других городах России. Однако при проработке вопросов транспортировки выяснилось, что осуществить это довольно сложно: у макета, стоящего на открытой площадке, для транспортировки в город или к музею космодрома необходимо отстыковать крылья, а это практически невозможно, так как болты, которыми крылья присоединены к корпусу, перекошены или изъедены коррозией. К макету приезжают многочисленные экскурсии, которые потихоньку оббивают на нем плитки, а самые отчаянные пытаются пробраться внутрь, но это мало кому удается, так как вход в кабину корабля заделан.
Два других "Бурана" - второй летный и макет для отладочных работ и частотных прочностных испытаний, хранящиеся в МЗК, находятся в лучшем состоянии. Однако они тоже стали заложниками своих размеров - МЗК не обслуживается, его ворота давно уже не открываются, и извлечь оттуда "Бураны" каким-либо образом проблематично. Если же это и удастся сделать, то орбитальные корабли вряд ли смогут покинуть космодром: слишком в ветхом состоянии находится подъемно-транспортное оборудование аэродрома "Юбилейный", которым космический самолет устанавливается на "Мрию", а часть оборудования отсутствует.
Есть и другой немаловажный факт: все, что имеется на космодроме по программе "Энергия-Буран", принадлежит Казахстану.
Похоже, три оставшихся образца "Бурана" не ожидает в перспективе ничего интересного. А жаль:

О.Урусов
специально для "Новостей космонавтики"


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru