Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/str10.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:13:30 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: hst
Библиография стр10

Известия
29 октября 1988 года

НАКАНУНЕ СТАРТА

Специальный корреспондент "Известий" Борис КОНОВАЛОВ передает с космодрома Байконур

Сейчас, когда идут последние приготовления к старту ракеты "Энергия", журналисты получили наконец возможность ознакомиться с двумя корпусами Байконура, где монтировалась и испытывалась новая ракетно-космическая система.

Эти два здания именуются монтажно-испытательными корпусами, или коротко - МИКами. Неподалеку от них раскинулась огромная взлетно-посадочная полоса, где приземляются тяжелые транспортные самолеты, способные нести на борту грузы в десятки тонн. С заводов-изготовителей сюда на этих самолетах доставляются отдельные блоки "Энергии" и "Бурана", перегружаются на автомобильные трайлеры и доставляются в монтажно-испытательные корпуса.

Мы не раз писали о громадных просторах МИКа, в котором собирается ракета "Союз" и стыкуется с транспортным космическим кораблем. Так это огромное здание просто малышка по сравнению с исполинскими МИКами, созданными для "Энергии" и "Бурана". МИК, где собирается и испытывается "Энергия", в длину и ширину по 240 метров. Высота некоторых пролетов 60 метров. Это, в сущности, стадион Лужники под крышей. И даже в таком исполинском здании элементы ракеты все равно выглядят огромными. Как известно, "Энергия" состоит из центрального блока - "коренника" я четырех "пристяжных", которые крепятся к нему попарно с боков. Так вот, каждая "боковушка" длиной в сорок метров и четыре метра в диаметре. Одна такая "боковушка" больше привычного для нас ракетно-космического комплекса "Союз". А центральный блок, работающий на самом эффективном и экологически чистом кислородно-водородном топливе, длиной 60 метров и диаметром 8 метров. Когда человек стоит под этой махиной, он кажется песчинкой.

И вот задача "людей-песчинок" не только собрать эту махину, но и проверить ее надежность. Для этого здесь есть макеты, контрольно-испытательные станции. Каждый элемент, каждый стык, пайка проверяются отдельно, потом в сборе, после этого наступает черед крупных блоков, потом всей ракеты в целом. Последовательно, придирчиво, всесторонне. Ракету многократно испытывают на земле.

Люди везде в МИКе в белых халатах. Специальные системы контролируют воздух, чтобы там не было ворсинок, пылинок. Иначе они осядут внутри ракеты, и потом эта "грязь" пойдет в двигатели.

МИК "Бурана", который на космодроме все зовут "птичкой", также громаден. Правда, высота его поменьше - 37 метров. Но площадь внушительна - 72 тысячи квадратных метров. МИК разделен на пять залов. Сюда также поступают отдельно фюзеляж с крыльями, киль, орбитальные системы, все "внутренности" корабля. Здесь же весь корпус обклеивается термостойкими керамическими плитками, которые должны выдержать огненное сопротивление атмосферы при приземлении "Бурана".

Мы осмотрели технологические макеты корабля, сделанные в натуральную величину. "Буран" размером с пассажирский реактивный лайнер. По форме он напоминает широко известные американские аппараты серии "Спейс Шаттл", проектируемый западноевропейский корабль многоразового действия "Гермес". Крылья сделаны "заподлицо" с днищем фюзеляжа, и снизу все обшито черными керамическими плитками, которые могут выдержать воздействие раскаленной плазмы, рождающейся, когда корабль круто снижается в атмосфере. Боковые стенки фюзеляжа прямые. Носовая часть, где будет размещаться экипаж, обтекаемая и напоминает нос пассажирских авиалайнеров. Хвостовой киль внушительных размеров. Такую форму и схожесть кораблей многократного использования определяют аэродинамические условия полета в атмосфере.

Зал, где происходит наклейка керамических плиток на металлический корпус корабля, кондиционирован. Мощнейшие установки поддерживают внутри комнатную температуру. Плитки наклеиваются так, чтобы поверхность была гладкой и строго соответствовала форме, рассчитанной на ЭВМ. Этих плиток многие тысячи, и они небольшого размера, чтобы при температурном расширении металла корпуса корабля керамическая обшивка не порвалась. Технология изготовления этих плиток у нас своя, отечественная, отличающаяся от американской.

Створки грузового отсека, где должен находиться полезный груз, также обклеены плитками Но в этом полете они не будут раскрываться, потому что рейс короткий - всего два витка вокруг Земли. Главная задача первого старта "Бурана": испытать корабль на самых сложных участках - старте и посадке.

К сожалению, мы не видели, как происходила "посадка" "Бурана" на ракету "Энергия". Это происходило до нашего приезда на космодром. Когда мы осматривали МИК "Бурана", то "птичка" уже "выпорхнула" из своей клетки. Но специалисты рассказывают, что стыковка "Бурана" с "Энергией" - очень интересное зрелище. И очень впечатляюще выглядит вывоз космического комплекса на старт. Вся громадина вывозится на стартовый комплекс в горизонтальном положении на железнодорожной платформе - транспортно-установочном агрегате. Платформа едет по двум железнодорожным колеям, расстояние между которыми 18 метров. Везет ее целая "упряжка" из четырех тепловозов. На стартовой позиции махина ракетно-космического комплекса медленно поднимается с платформы мощнейшими домкратами и занимает вертикальное положение, вся ракета опирается на стартовый стол; "Буран", который ехал верхом на ней, теперь уже оказывается подвешенным сбоку ракеты. В таком положении мы его и увидели на стартовой площадке.

До старта теперь осталось немного. Уже прошла продувка всех магистралей и баков азотом. Наступает самый ответственный этап заправки ракеты топливом. Когда начинается заправка жидким водородом, уже ни одного человека на старте не остается. Вокруг ракеты в это время устанавливается пятнадцатикилометровая зона безопасности, движение в которой строго ограничено. А незадолго до старта оно полностью прекращается. Поэтому журналисты въезжают заблаговременно. Ночь с 28 на 29 октября, как и у многих на Байконуре, будет бессонной.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru