Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/sadovsky.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 00:59:43 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п |
В связи с наметившейся тенденцией на переписывание истории проекта "Энергия-Буран" в угоду нынешним руководителям ракетно-космической отрасли России приведем характерное письмо, написанное первым Главным конструктором многоразовой космической системы (МКС) Игорем Садовским. Но сначала несколько слов о истории возникновения самого письма. После успешного полета
"Бурана" стали
готовиться списки на награждения и поощрения сотрудников фирм и предприятий, участвовавших в создании МКС "Энергия-Буран". И как зачастую у нас
происходит, эта компания, к сожалению, стала реализовываться по известному
правилу "наказания невиновных и награждения непричастных". Особенно это
проявилось при составлении "наградных списков" в НПО "Энергия" - уж больно
многим руководителям хотелось попасть под "звездный дождь" наград. Дело зашло
настолько далеко, что первый Главный конструктор МКС Игорь Николаевич Садовский
не выдержал и написал развернутое письмо на имя Генерального конструктора Юрия
Павловича Семенова, четко указав, кто имел отношение к созданию "Бурана", а кто
из попавших в "наградные списки" - нет. Написав это письмо, Садовский показал
его начальнику отделения НПО "Энергия" Валерию Бурдакову, который высказался по
этому очень скептически: дескать, эта затея ни к чему путному не приведет, так
как сам Семенов в свое время был в ряду противников и скептиков создания
"Бурана", а письмо получит гриф секретности, ляжет подальше от лишних глаз на
хранение в первом отделе, а затем спустя несколько лет будет тихо уничтожено в
порядке, обычном для ненужных секретных документов. |
Секретарю парткома предприятия
тов. Толяренко А.В.
Андрей Владимирович!
В связи с обсуждаемым сейчас поощрением сотрудников НПО за создание системы
"Энергия-Буран" и наметившейся несправедливостью по отношению к тем из них, кто
стоял у истоков этой работы и прошел 15-летий путь до ее успешных летных
испытаний, мною, как руководителем этой работы на основных этапах проектирования,
передана Генеральному конструктору информация, копию которой посылаю Вам.
При этом обращаюсь к Вам и Партийному комитету с просьбой поддержать людей,
отдавших свой талант, знания и здоровье делу создания новой техники. В работе
принимали участие очень большие коллективы - особенно после того, как она
получила признание и развитие. Однако, люди, стоявшие у истоков ее,
сформулировавшие основополагающие принципы и идеи, подвергающиеся критике и
остракизму, обвиняемые во всех грехах, но все же выдержавшие и не сдавшиеся, заслуживают, и это в духе времени и в духе нашей перестройки, не только Вашей
защиты, но и достойной их вклада благодарности.
Приложение: 7 листов.
Первый заместитель
Главного конструктора УРКТС "Энергия" И.Н.Садовский
Генеральному конструктору
НПО "Энергия"
Тов. Семенову Ю.П.
Юрий Павлович!
Составлены списки на правительственные награды, включая звание Героя
социалистического труда и авторские коллективы на присуждение Ленинской и
Государственной премии за большой личный вклад в создание системы
"Энергия-Буран".
В связи с тем, что коллектив участников этой работы за 15 лет несколько раз
пополнялся, претерпел существенные изменения, а многие участники работ либо ушли
на пенсию, либо не дожили до этих дней, считаю своим долгом главного
конструктора, а ныне все еще первого заместителя главного конструктора,
прошедшего с коллективом все этапы создания системы, начиная от ее
научно-технического обоснования, проектной завязки и вплоть до успешных
испытаний, уведомить Вас о следующем:
Было бы крайне нежелательно и не в духе времени допустить даже малейшую
несправедливость в вопросе о поощрениях, т.е. неправильно оценить вклад или
забыть тех, кто стоял у истоков системы, закладывал основополагающие принципы
ее работы, воспринимая тяжелый груз критики со стороны скептиков и явных
противников ее создания. Вместе с тем, включение в авторские коллективы лиц,
творческий вклад которых недостаточно очевиден, также будет воспринят негативно.
На начальном - самом ответственном и трудном
- этапе работ (1974-1977)
значительная часть руководящих работников НПО "Энергия" (т.т. Бушуев К.Д.,
Черток Б.Е., Шабаров Е.В., Тимченко В.А., Ключарев В.М., Хазанов И.Б. и др.)
считала создание системы "Энергия-Буран" нереальным - ни по возможности нашего
предприятия, ни по состоянию научно-производственного потенциала страны. На
совещаниях и НТС разного уровня они пытались доказать, что эта тема на нашем
предприятии вообще не должна разрабатываться. В случае же, если нас обяжут, они
предлагали максимально приблизиться к реализации наших традиционных решений
(отсутствие крыла, парашютно-реактивная посадка и др.) и даже сделали соответствующее официальное предложение по этому вопросу, которое широко
обсуждалось на НТС и у Генерального конструктора академика В.П. Глушко, но было
отвергнуто, ввиду научно-технической несостоятельности. Сейчас многие авторы
этого отвергнутого предложения (тт. Тимченко В.А., Овсянников В.А. и др.)
представлены с ведома совета трудового коллектива, незнакомого с историей
вопроса - к правительственным наградам по той самой системе, в завязке которой
они практически никакого участия не принимали, а вначале активно
противодействовали ее созданию.
Привлеченное к работам в 1976 г. НПО "Молния" также выдвинуло альтернативный
проект КА типа "несущий корпус", еще в 60-х годах широко изучавшийся в нашем КБ
под руководством С.П.Королева и П.В.Цыбина. После всестороннего обсуждения на
многочисленных Междуведомственных комиссиях была принята концепция ОК,
предложенная сотрудниками НПО "Энергия" в 1976 году, т.е. концепция, в
соответствии с которой и создан КА "Буран".
Другой важный вопрос - разработка облика носителя. Первоначально вплоть до 1976 г. существовала установка, состоящая в том, что должна быть расширена производственно-техническая база Байконура, созданная для носителя Н-1. На этой базе планировалось проведение не только заключительных, но и первичных операций по производству водородных баков - так же, как это делалось при изготовлении носителя Н-1. Такой путь требовал многомиллионных дополнительных затрат и неприемлемо большого времени для его реализации, о чем можно прочитать в документации тех лет, выпущенной НИИТМ (Я.В.Колупаев) и ИПРОМАШПРОМ (Ф.Г.Титенков). Фактически этот путь означал, что задача, сформулированная в ТТЗ заказчика о создании аналога "Космического челнока", в нашей стране - нереальна. В ТТЗ целевые задачи системы не конкретизировались, однако основная идея ее создания - доставка в космос грузов массой до 30 тонн и возвращение из космоса 20 тонн была сформулирована четко.
Важно, как мне кажется, напомнить, что относительно малочисленный коллектив
специалистов, которому Генеральный конструктор НПО "Энергия" академик В.П.
Глушко поручил подготовить предложения, сумел выдвинуть, причем в противовес
существующим негативным тенденциям, а в дальнейшем и отстоять, основные
научно-технические идеи и концепции, позволившие в наших действительно тяжелых
условиях создать уникальную систему, по многим показателям превосходящую
"Космический
челнок".
На период 1974-1977 гг. наше отставание от США оценивалось в 15 лет. Оно
выражалось в отсутствии у нас стендов, заводов и опыта работы с большими массами
жидкого водорода, опыта работы по многоразовым ЖРД, необходимой (по мнению Г.П.Свищева) аэродинамической базы, опыта по крылатым КА, не говоря уже об
отсутствии такого аналога как Х-15 в США, опыта авиационных транспортировок, да
и отсутствия самолетов класса "Боинг-747".
Тем не менее, упомянутый выше малочисленный коллектив сумел обосновать ряд новых
жизнеспособных научно-технических идей, не имеющих мировых аналогов и
позволивших нашей стране вновь занять подобающее место в мировом "космическом"
сообществе. Эти идеи следующие:
1. | Проведение отработки "Бурана" "по-самолетному", для чего ОК было предложено оборудовать воздушно-реактивной двигательной установкой, перенести маршевые двигатели на водородный блок, увеличив тем самым аэродинамическое качество ОК и использовать существующие в авиации системы и методы работы. |
2. | Применение на ОК не модульной РСУ и ДОМ, как на "Челноке" США, а ОДУ, позволившей снять ограничения на процессы регулирования выработки топлива в изолированных баках и иметь, при необходимости, резервные емкости в ОПН. Кроме того, применено экологически чистое и более энергетичное топливо, позволяющее компенсировать массовые дефициты. |
3. | Упрощение технологического цикла производства криогенных баков за счет их изготовления на существующей заводской базе и последующей авиационной транспортировки, поскольку другие виды перевозок сверхгабаритных грузов по воде и по земле в то время были нереализуемыми. После изучения имеющихся самолетов этот же коллектив предложил модернизировать самолет 3М, обладающий наивысшим для того времени аэродинамическим качеством - 19, и выдвинул другую смелую идею - бесконтейнерную перевозку баков, оборудованных соответствующими системами и элементами, обеспечивающими безопасную ее реализацию. |
4. | Создание универсальных ракетных блоков, из новых до тех пор нигде не применявшихся материалов, в том числе водородного блока с маршевыми двигателями, позволяющие иметь ряд носителей разной грузоподъемности. Это же решение удачно развязывало работы МОМ и МАП, облегчая создание ОК за счет максимального использования аэродинамических, геометрических, центровочных, тепловых и др. данных по "Челноку". |
5. | Решение вопросов безопасности ОК в связи с особенностью расположения стартового комплекса внутри континента. Варианты выхода из аварийных ситуаций на базе высокой надежности САЗ двигателей (а не КОРД-КОНРИД, как на Н-1), обеспечивались резервированием двигателей как на первой, так и на второй ступени и аварийным сливом кислорода из отключенных блоков первой ступени с возвратом ОК на аэродром старта или на один из двух запасных аэродромов, что при наличии комплекса авиационных средств транспортировки, состоящего из самолетов и специальных наземных средств погрузки, позволяет оперативно возвращать ОК на стартовый комплекс. |
6. | Особо важным моментом работы стал выпуск частных ТЗ всем смежникам на основные системы и агрегаты и освоение новых технологий, т.к. те ранее ничего похожего не разрабатывали. Смежники требовали от нее не только четкого формулирования идеи, но и тщательной подетальной проработки исходных данных. Это относится к планеру, двигателям первой и второй ступени, ОДУ, к системам управления кораблем и носителем и т.д. Особые трудности пришлось преодолеть при разделении работ между МОМ и МАП, т.е. в решении вопроса, который по мнению К.О. Бушуева, Б.Е. Чертока, Дегтяренко Г.Н., Бабкова О.И., Легкостаева В.П. и В.А. Тимченко вообще считался бесперспективным. |
7. | Решение вопроса посадки ОК как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах. Возможная установка в будущем ВРДУ, снятых из-за дефицита масс, позволит осуществлять посадку ОК по пологой глиссаде на любой пригодный аэродром "по-самолетному", т.е. без его специального радиотехнического оборудования. В возможность успешной автоматической посадки ОК мало кто верил вплоть до ее сенсационного экспериментального подтверждения 15.11.89 г. |
Естественно, что наряду с разработкой принципиально новых идей коллективу, стоящему у истоков программы, пришлось искать нестандартные решения и тех проблем, которые в США были решены: создавать комплекс "стенд-старт", осваивать захолаживание водорода, учитывать в расчетах эффект криогенного упрочнения, создавать стенд криостатических испытаний, разрабатывать эффективную теплоизоляцию водородного бака, составлять программы поэлементарного развития и экспериментальной поблочной отработки комплекса, разработать идеологию стендов для статических и динамических испытаний и т.д.
Таким образом, несмотря на противодействие и неконструктивную критику, облик
будущей системы был определен и защищен на Межведомственных комиссиях и НТС
Министерства в достаточно сжатые сроки. В 1975 году, т.е. через год после начала
работ, было защищено техническое предложение, в 1976 году - многотомный эскизный
проект, а в 1977 году - технический проект.
Надо отметить и то, что по мере подключения к проекту новых людей и коллективов
неоднократно возникали попытки "усовершенствовать" проект, как-то его изменить в
"лучшую" сторону, а, проще говоря, обосновать свое личное участие в научной
разработке концепции. Так появились предложения по спасаемой кабине, по
применению на ОК высококипящих компонентов, по применению на ракетных блоках суперкавитационного демпфера взамен газодинамического, по отказу от переохлаждения с целью кажущегося упрощения ПГСХ и т.д. Эти попытки оказались
несостоятельными и привели только к оттяжке летно-конструкторских испытаний
комплекса, в результате чего период создания системы "Энергия-Буран" растянулся
на 15 лет.
Считал бы необходимым достойно отметить вклад сотрудников, которые, не жалея
времени, сил, здоровья, без отпусков, трудились, закладывая научно-технические
основы того проекта, который ныне вновь вывел и отрасль и наше предприятие в
первые ряды космических держав. Многие из них, начав работу над системой, как
говорится "с осевой линии", продолжают успешно трудиться над ней по настоящее
время. Среди них в первую очередь:
Тт. Бурдаков В.П., Алиев В.Г., Дубинский Е.А., Чуканов Н.И., Ануфриев В.С., Цыбин П.В., Титов Ф.А., Ершов С.С., Солодовников В.В., Баев В.И., Голышев Б.Б.,
Левин В.М., Решетин А.Г., Гладкий В.Ф., Караштин В.М., Тохунц А.Д., Петров В.И.,
Рыжиков В.И., Северов А.А., Ершов П.А., Соколов Б.А., Хорунов В.П., Бодунков
В.Н.
Участие перечисленных товарищей в работах подкреплено их подписями на
соответствующих приоритетных документах.
Полагал бы правильным, чтобы Вы, Юрий Павлович, находясь на доверенном Вам
высоком посту Генерального конструктора, и являясь преемником академика
В.П.Глушко, с которым Вы начинали работу над системой, проявили внимание и заботу к
людям, отдавшим системе "Энергия-Буран" не только душу и сердце, но и 15 лучших
лет своей жизни.
И.Н. Садовский
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru